→ Секреты проекторов Canon: оптическая система и технология LCOS. Технология lCoS Технология lcos в проекторах

Секреты проекторов Canon: оптическая система и технология LCOS. Технология lCoS Технология lcos в проекторах

Магазин проекторов в Москве HDtime приглашает вас за покупками! На полках нашего магазина вас ждёт богатый ассортимент проекторов разных ценовых категорий и характеристик, как для дома, так и для офиса. Мультимедийная техника, доступная в нашем магазине, - это проекторы для домашнего кинотеатра, а также для использования в офисе. Вас приятно порадуют цены на представленные в нашем магазине товары от самых известных производителей, за качество продукции которых мы готовы поручиться.

Как выбрать правильный проектор?

Какими высокими бы ни были требования к технике, всегда хочется максимально недорого купить проектор. В нашем интернет-магазине в Москве вы сможете выбрать оптимальную модель среди мультимедийного презентационного оборудования и домашних проекторов и купить её недорого — по самым низким в Москве ценам.

Обратите своё внимание и на разнообразные акции и скидки - это поможет вам совершить ещё более выгодную покупку. Мы заботимся о том, чтобы вы остались довольны сотрудничеством с нашим магазином, поэтому всегда готовы пойти навстречу и помочь с выбором.

Для того чтобы выбрать домашний проектор, не обязательно быть экспертом в технике. Достаточно определиться с ответами на несколько ключевых вопросов.

Важно понять, для чего именно вы будете использовать проектор: от этого зависит, подойдёт вам недорогой проектор для дома или лучше обратить своё внимание на более дорогостоящую и многофункциональную, мощную технику. В целом, цену проектора определяют его характеристики: цена стартует в среднем от 10 тысяч рублей и уверенно стремится к бесконечности.

Прежде чем начать поиски идеального проектора, определитесь:

  • для чего вам нужен проектор;
  • какой ценовой диапазон для вас приемлем;
  • есть ли у вас требования к обслуживанию техники.

Для более продвинутых пользователей и тех, кто способен чётко сформулировать свои требования относительно покупки, существует ряд предпочтительных характеристик. К ним относятся:

    • качество цветопередачи;
    • яркость и контрастность;
    • способы установки техники;
    • разъёмы и варианты интерфейсов;
    • поддержка дополнительных функций (3D);
    • возможности лампы и другие нюансы.

Выбор вида проектора

Условно мы можем разделить все проекторы на три типа.

В большинстве случаев использование проектора планируется в помещении, где есть источник света. Это может быть кабинет, лекционный зал, офис и любое другое аналогичное помещение. Именно поэтому один из ключевых критериев для проекторов, предназначенных для работы в таких условиях, - это способность техники давать яркое изображение, независимо от наличия искусственного освещения. Чаще всего подобные проекторы обладают достаточно скромными габаритами, их можно транспортировать с места на место, они мобильны. Ориентируясь на технику этого типа, вы можете купить проектор для школы или офиса с целью проведения презентаций, сопровождения докладов и т.д.

Ещё один частый запрос: купить проектор для кинотеатра. Это более профессиональные модели, они работают при выключенном свете, поэтому яркость изображения здесь - не главное. Главное - это цветопередача и контрастность. Не будет лишней и возможность демонстрации 3D видео.

Ну, а третий тип - это инсталляционные проекторы, которые являются наиболее мощным и профессиональным оборудованием. Возможности такой техники находятся далеко за пределами тех, на которые способен любой домашний проектор.

В нашем интернет-магазине вы найдёте разнообразные модели техники, как профессиональные, так и домашние проекторы. Воспользуйтесь возможностью купить проектор для домашнего кинотеатра недорого, чтобы использовать технику для просмотра фильмов. Лучшие цены и отменное качество ждут вас! Помимо отличного изображения, вы сможете значительно сэкономить: заплатите цену проектора один раз и забудьте о дорогостоящих билетах в кино, ведь теперь у вас будет личный кинотеатр! Благодаря такому мультимедийному оборудованию, вы сможете расширить круг своих возможностей и насладиться любимыми фильмами, с удобством сидя дома на любимом диване.

Покупки в интернет-магазине Hdtime

Мы с удовольствием поможем вам выбрать такой проектор, который будет полностью отвечать вашим требованиям, и при этом будет иметь доступную цену. Даже если ваши познания в технике весьма скромны, не забывайте о том, что в магазине Hdtime работает команда профессионалов, всегда готовая прийти на помощь и подобрать оптимальный вариант.

Выбирайте с умом, принимая решение в пользу качества, и тогда ваш проектор будет долго радовать вас бесперебойной отличной работой. Приятных и выгодных вам покупок!

Silicon X-tal Reflective Display ) компании

D-ILA® - официально зарегистрированный товарный знак компании JVC, который означает, что в данном продукте применена оригинальная разработка на основе дисплея выполненного по технологии LCoS, сетчатого поляризационного фильтра и ртутной лампы . D-ILA подразумевает трёхчиповое LCoS решение. Также часто можно встретить аббревиатуру HD-ILA - технология D-ILA с разрешением Full HD.

SXRD™ - зарегистрированный торговый знак Sony для продукции, сделанной с использованием технологии LCoS

Принцип технологии

Принцип работы современного LCoS-проектора близок к 3LCD, но в отличии от последней использует не просветные ЖК-матрицы, а отражающие (этим LCoS родственна уже DLP технологии).

Общая схема трех чипового проектора на основе LCoS.

На полупроводниковой подложке LCoS-кристалла расположен отражающий слой, поверх которого находится жидкокристаллическая матрица и поляризатор. Под воздействием электрических сигналов жидкие кристаллы либо закрывают отражающую поверхность, либо открываются, позволяя свету от внешнего направленного источника отражаться от зеркальной подложки кристала.

Как и в LCD-проекторах, в LCoS проекторах сегодня используются только трёхчиповые схемы на основе монохромных LCoS-матриц. Так же, как и в технологии 3LCD для формирования цветного изображения используются три кристалла LCoS, призма , дихроичные зеркала и светофильтры красного, синего и зеленого цветов.

В конце 90-х годов, на заре технологии, компания JVC предлагала одночиповые решения на основе цветных матриц LCoS. В них световой поток разбивался на RGB составляющие непосредственно в самой матрице при помощи фильтра HCF (англ. Hologram Color Filter - голографический цветовой фильтр ). Эта технология получила название SD-ILA (англ. single D-ILA ). Также одноматричные решения разрабатывал и Philips.

Но одночиповые LCoS проекторы не получили широкого распространения из-за ряда недостатков: трехкратные потери светового потока при прохождении фильтра, что в том числе накладывало ограничения по причине перегрева матрицы, невысокое качество цветопередачи, более сложная технология производства цветных LCoS чипов.

История

предыстория появления технологии

Предыстория появления технологии LCoS начинается в 60-70х годах XX-го века. И, как и многие другие технологии, включая DLP, зародилась она благодаря военным заказам.

В 1972 в лаборатории Hughes Research Labs авистроительной корпорации Говарда Хьюза Hughes Aircraft Company, которая в то время являлась центром самых передовых исследований в области оптики и электроники, был изобретен LCLV (англ. Liquid Cristal Light Valve - жидкокристалический оптический модулятор ). Впервые технология LCLV была использована для отображения информации на больших экранах в командных центрах управления ВМФ США. Тогда эти устройства могли отображать только статическую информацию.

Развитие технологии продолжалось и термин англ. Liquid Cristal Light Valve был заменен на англ. Image Light Amplifier (ILA) , как более подходящий.

ILA отличается от D-ILA тем, что управление жидкими кристалами осуществляется с помощью фоторезиста, на который подается модулирующий луч, создаваемый электронно-лучевой трубкой.

В начале 90х компании Hudges и JVC решили объединить усилия по работе над технологией ILA. 1 сентября 1992 стало официальной датой образования совместного предприятия Hughes-JVC Technology Corp.

Впервые коммерческий проектор на основе технологии ILA были продемонстрирован компанией JVC в 1993г. В течение 90-х годов было продано свыше 3000 таких проекторов.

Использование электронно-лучевой трубки в качестве модулятора изображения в устройствах ILA накладывало ограничения на разрешающую способность, габариты и стоимость устройства и требовала сложной юстировки оптических трактов. Поэтому JVC продолжает исследованию для создания принципиально новой отражающей матрицы, которая решила бы эти проблемы, сохранив достоинства технологии. И в 1998 году компания демонстрирует первый проектор, сделанный по технологии D-ILA, в которой модулирующее изображение устройство в виде связки "луч ЭЛТ - фоторезист" заменено на управляющие КМОП элементы имплементированные в полупроводниковую структуру подложки - отсюда и название технологии "direct drive ILA" - ILA с прямым управлением. Иногда D-ILA расшифровывают как "digital ILA" (цифровой ILA), это не совсем верно, но так же правильно отражает суть изменений технологии D-ILA от управляемой аналоговым устройством (ЭЛТ) ILA.

Была и промежуточная, тоже уже цифровая, технология между ILA и D-ILA, не получившая распространения - FO-ILA , - где управляющая электронно-лучевая трубка была заменена пучком световодов на основе оптоволокна (Fiber Optic), которые передавали модулирующий сигнал с поверхности монохромного монитора.

первая волна

вторая волна и разочарования

Philips

Несмотря на многомилионные планы, Philips сворачивает производство LCoS к концу 2004 года.

Intel

В январе 2004 года на выставке CES компания Full HD), захватив его значимую долю, сделав технологию LCoS массовой. Однако уже к концу 2004 года Intel объявила о сворачивании этого проекта.

Основной причиной этого скорее всего были не технологические проблемы (хотя LCoS-чипы в производстве значительно сложнее CMOS микросхем - процессоров), а отсутсвие рыночных преспектив - к этому времени уже стало понятно, что рынок FullHD телевизоров будет захвачен более технологичными и дешевыми LCD-телевизорами. А рынок самих по себе проекционных телевизоров и проекторов слишком незначителен, чтобы оправдать инвестиции.

На технологию LCoS Intel потратила 5 лет и $50млн. инвестиций

Sony

Первый SXRD проектор (на основе чипа собственной разработки) компания Sony продемонстрировала в июне 2003 года. В следующем году Sony анонсировала проекционной телевизор на основе технологии SXRD. К 2008 году компания отказалась от выпуска всех проекционных телевизоров, включая модели на основе технологии SXRD.

Но от выпуска проекторов компания не отказалась. Сегодня Sony выпускает инсталяционные проекторы разрешением 4096x2160 (на основе чипа 4K-SXRD) и светосилой до 11000 ANSI люмен

Преимущества и недостатки технологии

Преимущества, определяемые технологическими возможностями LCoS по сравнению с конкурирующими 3LCD и DLP технологиями:

  • Больший коэффициент полезного заполнения рабочего пространства матрицы. Поскольку в LCoS управляющие элементы размещены за светоотражающим слоем, они не препятствуют прохождению свету, в отличии от просветных LCD-матриц, что уменьшает "сетчетость" изображения и минимизирует "эффект гребенки". Расстояние между элементами матрицы составляет всего несколько десятков микрометров и коэффициент заполнения (отношение суммарной рабочей площади пикселов к общей площади матрицы) у LCoS превышает этот показатель как у LCD-проекторов, так и у DLP.
  • LCoS-чипы более устойчивы к мощному излучению чем DLP и LCD матрицы. Что позволяет делать самые мощные инсталяционные проекторы именно на LCoS технологии.
  • LCoS опережает LCD и DLP по максимально доступному разрешения.
  • Более глубокий черный цвет и более высокая контрастность, чем у 3LCD проекторов.
  • Время отклика жидких кристаллов матрицы LCoS меньше, чем кристаллов, используемых в просветных матрицах в 3LCD технологии.
  • LCoS наследует преимущества 3LCD технологии перед одночиповыми DLP проекторами - отсутствие мерцания и "эффекта радуги".

Проекторы на основе LCoS

Несмотря на разочарования игроков массового рынка, технология LCoS продолжает вызывать интерес у производителей и потребителей.

Проекторы на её основе позиционируются в сегменте высшего уровня качества и в профессиональной сфере применения - проекторы сверхбольшого разрешения для кинотеатров.

На сегодняшний день проекторы по технологии LCoS (D-ILA, SXRD) выпускают компании Canon, LG, Barco, CrystalView, DreamVision.

Компания CANON была образована в 1937 году, и очень скоро стала известна как производитель качественной фототехники. На рынок профессиональных инсталляционных проекторов компания вышла относительно недавно, но уже сейчас во многих проектах используются созданные на базе технологии LCOS проекционные решения CANON. Об этой технологии, о самых интересных моделях линейки XEED, а также о кейсах, в которых «засветились» проекторы производителя, рассказывает специалист компании по проекторам Алексей Макаров.

С чего началась история проекторов CANON?

Проекционные линзы CANON начала производить в 1990 году, и это стало логичным шагом в развитии компании, производящей объективы. Ведь проектор, по сути, это фотоаппарат наоборот: в фотоаппарат свет попадает извне и через линзы фокусируется на матрице, а в проекторе картинка появляется внутри и через объектив фокусируется на экране.

Технология LCоS (Liquid Crystal on Silicon - жидкие кристаллы на кремниевой подложке), была разработана корпорацией JVC.

Принцип работы LCoS-проектора близок к 3LCD, но LCoS использует не просветные ЖК-матрицы, а отражающие. На подложке LCoS-кристалла расположен отражающий слой, поверх которого находится жидкокристаллическая матрица и поляризатор. Под воздействием электрических сигналов жидкие кристаллы либо закрывают отражающую поверхность, либо открываются, позволяя свету от внешнего источника отражаться от зеркальной подложки кристалла.

К преимуществам технологии LCOS относят:

  • Больший коэффициент полезного заполнения рабочего пространства матрицы. Поскольку в LCoS управляющие элементы размещены за светоотражающим слоем, они не препятствуют прохождению света, в отличие от просветных LCD-матриц, что уменьшает «сетчатость» изображения и минимизирует «эффект гребёнки». Расстояние между элементами матрицы составляет всего несколько десятков мкм и коэффициент заполнения выше, чем у LCD-и DLP.
  • LCoS-чипы более устойчивы к мощному излучению чем DLP- и LCD-матрицы, так как все элементы размещены на охлаждающей подложке.
  • LCoS опережает LCD и DLP по максимально доступному разрешению.
  • LCoS обеспечивает более глубокий чёрный цвет и более высокую контрастность, чем LCD.
  • Время отклика жидких кристаллов матрицы LCoS меньше, чем у кристаллов, используемых в просветных матрицах в LCD-технологии.

Что инновационного CANON привнесла в свои продукты, учитывая, что разработкой собственно проекционной технологии занимались сторонние производители?

Прежде всего, хорошую оптическую систему – объективы. К технологии LCOS мы добавили лучшее светопрохождение как во внутреннем тракте, так и снаружи и, кроме того, сам LCOS (его улучшенный вариант, называемый AISYS) также делаем мы. Слово XEED обозначает название линейки проекторов, и если модель маркирована таким образом, можно быть уверенным в том, что внутри проектора – настоящий LCOS и настоящие технологии CANON. Еще один немаловажный момент: LCOS-проекторы всегда очень маленького размера, что позволило нам сделать одни из самых компактных 4К-проекторов в мире.

Что особенного в оптике проекторов CANON ?

В проекционных устройствах хорошая оптика имеет огромное значение. В ряде объективов проекторов CANON используются настоящие асферические линзы и настоящая низкодисперсионная оптика, что позволяет получить глубину резкости, значительно лучшую фокусировку на всей площади экрана и возможность проецировать изображения на сложных поверхностях, а не только на плоских экранах. Также дорогие объективы могут искоренить такие неприятные явления как хроматические аберрации, когда по краям кадра видно некоторое расслоение по цветам, связанное с прохождением света по краям линзы.

Если же мы говорим о 4К-проекторах, то в них можно делать и так называемую «периферическую фокусировку». Это важно для таких объектов как, скажем, авиационные симуляторы, где используются изогнутые экраны. Здесь в фокусе должны быть и края экрана, и центр, а 4К-проекторы CANON имеют очень хитрые несъемные объективы, позволяющие делать сложную периферическую фокусировку. Это именно оптическая система, а не софтверные возможности. Проекторы XEED технологии LCOS позиционируются как инсталляционные и потому все модели этой серии подходят для создания мультипроекций: они легко справляются с геометрическими искажениями.

Из других преимуществ, я бы отметил еще малый вес: 4К-проектор весит около 17 килограммов и является одним из самых маленьких в мире. Поэтому если есть бюджет чуть больше, чем на стандартный DLP, и не требуются огромные люмены, LCOS-проекторы могут быть использованы с большим успехом.

Расскажите о моделях проекторов для мультипроекций

Примеры использования проекторов Canon для мультипроекции

На внутреннем мероприятии Canon в Австрии: сшивка из 8 проекторов с проекцией панорамы города на большой экран при высокой освещенности

В авиасимуляторах

Смотровая площадка A’DAM Toren, Амстердам, Нидерланды: два проектора светят на модель города Амстердама. Это обычный видео-мейпинг, там рассказана его история, показаны достопримечательности, все это замечательно выглядит.

Передвижной планетарий в Германии (совместно с AV Stumpfl).

Музей истории города Боровичи, Боровичского края: два проектора показывают на экране в 3D различные артефакты.

Музейный комплекс «Куликово поле» (Тульская область, село Монастырщино). Крупнейший проект 2016 года, удостоенный специального приза ProIntegration Awards 2016

На сегодняшний день наиболее актуальны две модели: WUX6010 и совсем недавно вышедшая WUX6500 – представитель седьмого поколения наших инсталляционных проекторов с технологией LCOS, моторизованным зумом, сдвигом объектива, фокусом и возможностью выбора одного из пяти сменных объектов. Функция сшивки также встроена в проекторы, и работать с этой опцией предельно просто: вы задаете область кадра и выбираете в меню толщину перекрытия. В общем-то, все. То есть для простых инсталляций можно просто взять два проектора и нажатием кнопки в меню быстренько их сшить. Для более сложных проектов потребуется некий софт, но в любом случае с проекторами такого класса можно делать замечательные мультипроекции, и у нас есть масса примеров подобных инсталляций: это и сшивка из 8 проекторов на внутреннем мероприятии Canon, и смотровая площадка A’DAM Toren, где два проектора светят на макет города Амстердам и при помощи видеомэппинга рассказывают историю нидерландской столицы, показывают ее главные достопримечательности, и передвижной планетарий в Германии, где проекторы CANON используются вместе с дополнительным оборудованием и софтом.

В России наш партнер, компания A3V активно использует наши проекторы в различных музейных инсталляциях: в Музее истории города Боровичи, в Музейном комплексе "Куликово поле". Последний стал в прошлом году крупнейшим для компании CANON проектом и был удостоен специального приза ProIntegration Awards 2016. Всего в этом проекте используется около 30 наших проекторов, в том числе и WUX6010.

Сколько стоят подобные инсталляционные устройства?

WUX6010 стоит в розницу 350 тысяч рублей без объектива. Стоимость последнего начинается от 47 тысяч. Более компактный вариант XEED WUX500, который оснащен теми же технологиями, что и его старший брат, но с несъемным объективов с зумом 1,8Х стоит 350 тысяч рублей вместе с линзой. Здесь фокусировку, зум и сдвиг линзы нужно будет делать вручную, и в этом – основное отличие двух этих моделей, но если вы смиритесь с необходимостью все настроить вручную, то за эту сумму получите профессиональный инсталляционный проектор весом всего около 6 кг. Его можно взять с собой в сумке и легко разместить в салоне самолета.

Есть ли в линейке проекторов CANON короткофокусные устройства?

Конечно, ведь они очень удобны. В портфеле CANON нет очень ярких проекторов, и когда есть возможность вместо дорогого яркого проектора, который устанавливается далеко от экрана, использовать более дешевый короткофокусный, мы всегда напоминаем об этом заказчику: и кабель экономится, и свет не бьет в глаза, и можно использовать для обратной проекции, когда за экраном не много места. В линейке CANON есть короткофокусный проектор WUX450ST со сложной линзой без зума. Его Стоимость составляет 500 тысяч рублей, но он не зря стоит таких денег, потому что сфера его применения невероятно широка. Кстати, на выставке ISE 2017 я первый раз увидел специально изготовленный для этого проектора стол: проектор крепился под столешницу и отображал картинку на том уровне, на котором люди привыкли ее видеть.

Дело в том, что у этого проектора огромный сдвиг линзы по вертикали, и эта его функция в некотором роде уникальна. Изображение не искажается, не расфокусируется, что открывает огромные возможности: проектор можно крепить под стол и показывать картинку сверху, или крепить под потолок и опустить картинку вниз. Геометрию вывести тоже несложно.

В проекте компании A3V Музей "Куликово поле", можно увидеть временную шкалу, обозначающую различные исторические события, происходившие на Руси на протяжении веков. На первый взгляд кажется, что все изображение на стене формируется при помощи двух проекторов, но на самом деле есть и третий, который скрыт снизу. Благодаря большому сдвигу линзы изображение сведено по геометрии без каких-либо проблем.

Примеры использования проектора WUX450ST

В городе Утрехт, возле Амстердама, недавно , где все, кроме еды, является проекцией. Она повсюду: на стенах, на столе, и даже на посетителях. Проекторы размешены под потолком, а к столам прикручены механизмы, которые иногда заставляют столы трястись, большой вентилятор тоже создает определенный эффект. В комплексе все это – такой своеобразный 3D-ресторан. Здесь использовано огромное количество короткофокусных проекторов именно потому, что мало места и нельзя светить людям в глаза. Со своей задачей устройства CANON справляются отлично.

ISE2015: совместная инсталляция с AV Stumpfl - большое количество проекторов под потолком, которые засвечивают большую поверхность пола и стен. Все это ярко, красочно и при этом достаточно бюджетно.

Музей художественной культуры Новгородской земли (в процессе построения экспозиции). Под потолком 10 короткофокусных проекторов Canon

Что интересного было на стенде CANON на ISE 2017?

Я бы выделил одну из инсталляций: рядом с большим экраном было установлено специальное зеркало, на которое проецировал изображение наш лазерно-фосфорный проектор. Зеркало отображало картинку на огромный экран, позволяя зрителю ощутить себя в самой гуще событий: перед его взором вырастали разные изображения, панорамные фотографии и прочее. Выглядело впечатляюще и инновационно.



И еще хотелось бы рассказать об инсталляции, созданной совместно с компанией "Энфитек". Ими разработан особый вид пассивного 3D: это специальные фильтры, которые ставятся либо внутрь линзы проектора, либо непосредственно перед ней. Для просмотра изображения используются специальные пассивные очки. На инсталляции на нашем стенде была сделана обратная проекция с использованием двух 4К-проекторов, установленных за экраном, которые при помощи фильтров "Энфитек" показывали настоящее 4К 3D-изображение с рендерингом в реальном времени. Все вместе это было призвано вызвать интерес к использованию проекторов с высоким разрешением во всякого рода проектах визуализации. Кстати, LCOS-проекторы чаще всего используются для пассивного 3D.

Где можно приобрести проекторы Canon?

Одним из самых больших и активных наших дистрибьюторов является компания "Мерлион", у которой всегда есть складской запас оборудования. Также оборудование CANON можно приобрести в компания A3V – это интегратор, который занимается оборудованием музеев, и у нашего нового партнера, компании "Аскрин".

Еще один наш дистрибьютор находится в Перми, это компания "Аудиовизуальные системы", которая занимается большими, серьезными проектами – авиасимуляторами, планетариями – и накопила огромный опыт в этом нелегком деле. Поэтому, если у вас сложные проекты и много технических вопросов, с ними вы вполне можете сотрудничать.

Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы лично, в офлайне, по телефону или по электронной почте. Так что пишите, пообщаемся.


LCOS-технология наступает

Феликс Точанский

В индустрии высоких технологий так случается довольно часто: сначала поднимается шумиха по поводу новой перспективной технологии, потом обнажаются подводные камни, препятствующие ее реализации. Сроки появления новых продуктов откладываются, и чем дольше это продолжается, тем больше сомнений в том, что обещанное когда-нибудь сбудется. Примерно по такому же сценарию, хотя и со своими особенностями, развивались события вокруг технологии LCOS (Liquid Crystal on Silicon - жидкие кристаллы на кремниевой подложке), которая, как казалось сначала, способна была заметно потеснить или даже заменить собой наиболее распространенные в индустрии мультимедиа-проекторов технологии - LCD и DLP. История несколько затянулась, но, похоже, в ней начинается новый интересный этап.

Что такое LCOS-технология
Оптимистические прогнозы в отношении LCOS-технологии базировались на ее уникальных особенностях. Используя те же свойства жидких кристаллов, что легли в основу LCD-проекторов, LCOS-кристаллы в отличие от LCD-матриц реализуют не просветный, а отражательный принцип формирования изображения, ранее воплощенный в DLP-устройствах. При этом время отклика отражающей жидкокристаллической матрицы на управляющее воздействие примерно в три раза меньше, чем у просветной. Отличия этим не исчерпываются: управляющий прохождением света слой жидких кристаллов в LCOS-панели располагается поверх кремниевой подложки, в которую вынесена вся схема управления пикселами. Поскольку транзисторы не препятствуют прохождению световых лучей через рабочий ЖК-слой (как это происходит в обычной LCD-матрице), эффективность использования поверхности кристалла, или так называемый коэффициент заполнения (отношение суммарной площади пикселов к общей площади матрицы), достигает 93%, заметно превышая этот показатель у DMD и LCD-кристаллов.
DMD содержат механические элементы - микрозеркала, что существенно усложняет их производство. С LCOS таких проблем нет - технология их изготовления легко вписывается в типовой процесс формирования CMOS-структур, а значит, сами панели могут быть относительно недорогими. Кроме того, LCOS


Проектор JVC DLA-G3010Z
позволяет наращивать число пикселов и, следовательно, разрешающую способность формирователя изображения без значительного увеличения его размеров. Сравнительно просто достигается разрешение SXGA (1280ґ1024 пиксела). Таким образом, при более низкой цене матрицы можно рассчитывать на более высокое качество получаемого в итоге изображения.

На острие атаки - JVC
Первой в мире разработала LCOS-технологию и внедрила ее в свои мультимедийные проекторы корпорация JVC. Чтобы отделить свою разработку от других, она использует для выпускаемых ею LCOS-матриц специальное название - D-ILA (Direct Drive Image Light Amplifier). Проекторы JVC с разрешением SXGA, изготовленные на основе этой технологии (DLA-G11, DLA-G15, DLA-G20), выпускаются уже несколько лет. Однако они не приобрели большого распространения, особенно в Росcии. Доля их на мировом рынке составляет несколько десятых процента от общего количества выпускаемых проекторов. Возможно, причиной тому является довольно высокая цена и большая масса.
Важным этапом в развитии D-ILA-проекторов стал 2001 г. Именно в этом году на выставке CeBIT 2001 в Ганновере JVC показала проектор DLA-G3010Z с разрешением SXGA+ (1385ґ1024 пиксела). В этом проекторе, в отличие от предыдущих моделей, где применялись мощные ксеноновые лампы, установлена 200-ваттная UHP-лампа, что позволило уменьшить его массу до 6 кг. Проектор имеет световой поток 1300 ANSI-лм и по своим возможностям достаточно универсален. Его можно использовать для оснащения диспетчерских пультов, ситуационных комнат, тренажеров и других объектов подобного рода, а также для проведения мобильных компьютерных презентаций. Кроме того, уникальные технические характеристики и элегантный дизайн выдвигают DLA-G3010Z в ряд лучших проекторов для домашних кинотеатров. И цену его (на российском рынке - 9,5 тыс. долл.) следует признать вполне приемлемой для устройства такого класса.
Между тем основной упор корпорация JVC делает на разработку и выпуск мощных проекторов высокого разрешения, предназначенных для больших залов и прежде всего - кинотеатров. Для этого сегмента она сегодня предлагает три модели с разрешением SXGA: DLA-M2000L (2000 ANSI-лм, 15,6 кг, 15 тыс. долл.); DLA-M4000L (4000 ANSI-лм, 71 кг, 50 тыс. долл.); DLA-M5000L (5000 ANSI-лм, 71 кг, 71 тыс. долл.).


Проектор JVC с разрешением QXGA

Даже профессионалы, многие годы работающие в сфере кинопроката и ранее весьма скептически относившиеся к видеопроекторам, поражаются качеству изображения, которое обеспечивают эти устройства, хотя разрешение у них меньше, чем у кинопленки.

Ближайшие перспективы
Для того чтобы окончательно закрыть вопрос о преимуществе “целлулоида”, необходимо иметь видеопроектор с разрешением не ниже QXGA (2048ґ1536 пикселов) и соответствующий источник информации. В 2001 г. на выставке CeBIT в Ганновере JVC впервые продемонстрировала мощный D-ILA-проектор с разрешением QXGA, предназначенный для больших кинозалов. Аппарат выполнен в том же корпусе, что и проекторы DLA-M4000L/ M5000L, и имеет ту же массу - 71 кг. Величина светового потока этого уникального прибора составляет около 8500 ANSI-лм, декларируемая контрастность - 1000:1. Качество изображения ставит его существенно выше собратьев - мощных проекторов, основанных на DLP-технологии. Этот проектор, несомненно, будет одним из наиболее вероятных претендентов на место в цифровых кинотеатрах XXI века и в престижных конференц-залах.
В ближайших планах JVC - разработка проектора с разрешением 4096ґ2048 пикселов, т. е. вдвое большим, чем у кинопленки. Прототип панели с таким разрешением был показан на выставке InfoComm-2001. Впервые возникнет ситуация, когда возможности технических средств превысят запросы пользователей, - обычно бывает как раз


Проектор Everest RX-1300
наоборот.
JVC не единственная компания, работающая в сфере LCOS-технологии. В конце 2000 г. тайваньская фирма Everest, производитель поляризационных фильтров для LCD-матриц, начала выпускать проектор RX-1300 (XGA, 1300 ANSI-лм, 4,9 кг). Отражательные матрицы для него поставляет американская компания S-Vision, разработавшая собственную технологию изготовления LCOS-панелей. Проектор RX-1300 привлекает невысокой ценой - 4,5 тыс. долл., что гораздо меньше стоимости большинства LCD- и DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
До конца года на рынке, вероятно, появится и проектор CP-SX5500W, продемонстрированный на InfoComm-2001 компанией Hitachi America. Он выполнен на базе 0,9-дюймовой LCOS-панели (собственная разработка Hitachi) и, обладая разрешением SXGA+, выдает световой поток в 1500 ANSI-лм. Еще более высокий световой поток (1800 ANSI-лм) при том же разрешении имеет портативный проектор Vivid Red, показанный на выставке в Лас-Вегасе компанией Christie, которая заимствовала D-ILA-матрицы у JVC.
Подготовку к выпуску линейки LCOS-проекторов в содружестве с фирмой Three-Five Systеms ведет крупнейший производитель мультимедийных проекторов корпорация InFocus. Об аналогичных планах объявили Sanyo и 3M. По данным Insight Media, не дремлют и тайваньские производители. Acer, Primax, Imaging Quality Technologies, Delta Electronics, Prokia Technology, Optoma, K Laser, WellSome - все эти компании работают над LCOS-продуктами. Одновременно разрабатывается более дюжины платформных архитектур для создания проекторов, и это имеет принципиальное значение, так как все LCD- и DLP-аппараты основываются всего на двух-трех архитектурах.
Stanford Resourses, ведущая исследовательская фирма в сфере маркетинга дисплейных технологий, прогнозирует на ближайшие пять лет средний ежегодный рост выпуска LCOS-проекторов на уровне 55% при общих темпах развития рынка проекционных устройств 31%. И хотя по разным причинам вопрос цены таких проекторов остается открытым, потребители, если технология начнет широко внедряться (а для этого прикладываются очень серьезные усилия), могут рассчитывать на то, что в один прекрасный день им удастся приобрести SXGA-проектор по цене XGA.
С автором, заместителем директора компании “Викинг”, можно связаться по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

В новой линейке кинотеатральных проекторов Sony модель VPL-HW30ES пришла на смену VPL-HW20 . Внешне модели очень похожи, также практически совпадают и заявленные характеристики, однако у «тридцатки» есть одно очень важное отличие — она поддерживает стереоскопический режим совместно с затворными очками.

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Паспортные характеристики
Технология проецирования SXRD
Матрица 0,61″ (15,4 мм), 3 панели, 16:9
Разрешение матрицы 1920×1080
Объектив зум 1,6x, F2,52—3,02, f=18,7—29,7 мм
Лампа 200 Вт UHP
Срок службы лампы Нет данных
Световой поток 1300 ANSI лм
Контрастность 70 000:1 (full on/full off, динамическая)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1,02 м (1,20—1,84 м)
максимум 7,62 м (9,31—14,1 м)
Интерфейсы
  • Видеовход, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3×RCA
  • Видеовход, VGA, mini D-sub 15 pin (совместим с компьютерными RGB- и видео GBR- и Y/Cb/Cr(Y/Pb/Pr)-сигналами)
  • Видеовход, HDMI (в. 1.4, RGB- и Y/Cb/Cr(Y/Pb/Pr)-сигналы, поддержка CEC, x.v.Color, Deep Colour), 2 шт.
  • Дистанционное управление, RS-232C, mini D-sub 9 pin (f)
  • Вход для внешнего ИК-приемника, 3,5 мм гнездо миниджек
  • Выход для внешнего излучателя 3D-синхронизации, RJ45, 12 В, 45 мА
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i
аналоговые RGB-сигналы: VGA-WXGA: 640x350-1280x768 (отчет MonInfo)
цифровые сигналы (HDMI): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p@24/50/60 Гц, 640x480-1920x1080 (отчет MonInfo)
Уровень шума 22 дБ (в режиме пониженной яркости)
Особенности
  • Поддержка стереоскопического режима с последовательным выводом кадров
  • Регулируемая диафрагма
  • Сдвиг объектива ±25% по горизонтали и ±65% по вертикали
  • Преобразование 2D в 3D
  • Функция вставки промежуточных кадров Motion Enhancer
  • Драйвер панелей 240 Гц
  • Цифровая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений
Размеры (Ш×В×Г) 407,4×179,2×463,9 мм
Масса 10 кг
Потребляемая мощность 300 Вт максимум, 8 или 0,5 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • Проектор с крышкой объектива
  • Кабель питания
  • ИК-пульт ДУ и два элемента питания АА для него
  • Руководство пользователя, брошюры формата A5
  • Гарантийный талон для России
  • Блок питания с USB-выходом (100—240 В, 50/60 Гц на 5 В, 1500 мА)
Дополнительные аксессуары
  • Затворные очки (TDG-PJ1)
  • Излучатель синхросигналов (TMR-PJ1)
Ссылка на сайт производителя
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) $2193()

Внешний вид

Дизайн проектора очень аккуратный и строгий. Корпус черный (но есть и модификация в белом корпусе — VPL-HW30ES/W). Материал корпуса — пластик. Поверхность большей части корпуса матовая и только верхняя панель зеркально-гладкая, по всей видимости с покрытием, относительно устойчивым к появлению царапин. На верхней панели ближе к объективу расположены два индикатора состояния и колесики сдвига объектива. Объектив утоплен в корпус, но все же немного выступает за габариты. Кнопки управления, включая миниатюрный джойстик, помещены на правую боковую поверхность.

Ниже, в неглубокой нише — интерфейсные разъемы. ИК-приемник только один — спереди.

Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися (на 10 мм) из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Крышки отсека лампы и воздушного фильтра находятся на днище, но они не заходят за треугольник крепежных отверстий, поэтому возможно существуют потолочные кронштейны, конструкция которых позволяет менять лампу и вынимать фильтр для чистки/замены без демонтажа проектора с кронштейна. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через многочисленные решетки (но не самом днище) и выдувается через две симметричные решетки в передней части корпуса (в основном через правую).

Пульт

Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая ребристость на нижней поверхности. Корпус пульта изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. По бокам — вставки из пластика с серебристым покрытием. Пульт удобно лежит в руке. Кнопок немного, самые нужные, включая группу с навигационной четырехпозиционной кнопкой в центре и три кнопки-качалки для быстрого изменения самых важных настроек изображения, легко находятся на ощупь. Есть равномерная и достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют.

Коммутация

Намеченная тенденция избавляться в Full HD устройствах от композитного и S-Video интерфейсов поддержана — в этом проекторе их нет. Проектор оснащен двумя HDMI-, VGA- и компонентным входами. Разъем mini D-sub 15 pin универсальный — он совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными и GBR-видеосигналами. Тип видеосигнала на этом разъеме определяется автоматически, но можно указать его принудительно. Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. Гнездо миниджек предназначено для подключения внешнего ИК-приемника. Заявлена ограниченная поддержка управления по HDMI — проектор может автоматически включаться при включении (запуске на воспроизведение) подключенного по HDMI-оборудования, наоборот, выключать подключенное оборудование при выключении. Однако, подключенный проектором не обнаруживался и на команды никак не реагировал. Разъем RJ45 предназначен для подключения внешнего излучателя сигналов синхронизации затворных очков. Смысл в том, что пользователь может использовать доступные сетевые кабели нужной длины и стандартные разъемы для подключения опционального излучателя TMR-PJ1. Интерфейс RS-232C, по всей видимости, предназначен для удаленного управления и, возможно, обновления прошивки.

Меню и локализация

В меню используется читаемый ровный шрифт. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, — что облегчает настройку картинки.

В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.

К проектору прилагается напечатанное подробное руководство пользователя на русском языке. Качество перевода высокое.

Управление проекцией

Фокусировка и изменения фокусного расстояния осуществляются двумя ребристыми кольцами на объективе (кольцо зума имеет выступ-рычажок). Двумя колесиками регулируется положение объектива относительно матрицы (сдвиг до 65% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 25% от ширины вправо-влево по горизонтали).

Граница допустимого положения объектива представляет собой ромб, т. е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. Защита объектива от пыли обеспечивается полупрозрачной крышкой, одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу.

Несколько режимов геометрической трансформации позволят оптимальным образом подогнать картинку под формат экрана:

Нормальный — изображение без искажений увеличивается до границ области проекции, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полный — картинка увеличивается и растягивается до границ области проекции (до соотношения 16:9), идеально для анаморфированных фильмов и фильмов в HD качестве, Увеличение — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Шир. увелич. — то же что и Полный , но с чуть большим растяжением по вертикали, так, что верх и низ немного обрезаются. В случае компьютерных сигналов выбор сокращается до 3: Полный 1 — увеличение до границ проекции с сохранением исходных пропорций, Полный 2 — увеличение на всю область проекции, и Увеличение . В режиме Увеличение картинку можно растягивать/сжимать в вертикальном направлении и перемещать видимую часть вверх-вниз. Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. , при этом для режимов 1080 можно отключить увеличение, чтобы избежать интерполяции. Дополнительно функция Гашение позволяет избирательно подрезать область проекции по четырем сторонам. Функция Вырав. панели практическую значимость почти не имеет, так как позволяет юстировать сведение цветов исключительно программным способом.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Стандартный набор настроек дополнен выбором режима работы диафрагмы (два автоматических с тремя уровнями скорости и ручная регулировка), регулировками функций подавления видеошума и устранения артефактов MPEG-компрессии, выбором режима продвинутого деинтерлейсинга, выбором профиля гамма-коррекции и подстройкой детализации в тенях. Функция RPC (Real Color Processing) позволяет производить селективную подстройку выбранных цветов.

Настройку Цвет. прост-во , влияющую на цветовой охват, можно оставить на Широкий 1 , так как при этом цвета становятся жуть живее, но еще не выглядят попугайскими. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) При включенном x.v.Color поддерживается цветовое пространство xvYCC. Выбрав для параметра Рег. Лампы значение Низкий , можно уменьшить яркость лампы, а заодно и шум от системы вентиляции. Сочетания настроек хранятся в семи предустановленных, но редактируемых профилях и в двух пользовательских профилях. Также настройки изображения сохраняются для каждого типа подключения. Кнопкой RESET на пульте можно вернуть текущий параметр к предустановленному значению.

Дополнительные возможности

Можно включить функцию автоматического перехода в режим с низким потреблением энергии (с выключенной лампой) после 10 минут отсутствия сигнала.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI .

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-HW30ES (если не указано обратное, то диафрагма максимально открыта, выбран профиль Динамический и включен режим высокой яркости):

Максимальный световой поток чуть выше паспортного значения (заявлено 1300 лм). Равномерность хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Нативная контрастность высокая. Она немного увеличивается при увеличении фокусного расстояния. Даже при включенной динамической регулировке диафрагмы (Усоверш.диафр ) контрастность ниже заявляемого значения в 70 000:1, но в данном случае это несоответствие не имеет принципиального значения.

При переключении с черного поля (после 5 с выдержки) на белое поле в быстром режиме диафрагма срабатывает примерно за 0,7 с, а в самом медленном — даже за 5 с не открывается полностью:

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при отключенной гамма-коррекции (только настройками Контраст и Яркость мы подогнали уровни черного и белого к расширенному диапазону). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, начиная от ближайшего к черному оттенка:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,13 , что немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала с показательной функцией:

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 266 Вт, в режиме пониженной яркости — 209 Вт, в режиме ожидания — 0,6 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 31 Очень тихо
Пониженной яркости 25,5 Очень тихо

Проектор тихий, а в режиме пониженной яркости его с практической точки зрения можно считать бесшумным. Динамическая диафрагма работает очень тихо, фактически ее слышно, только если прижаться ухом к корпусу проектора.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. В режиме 1280 на 720 все нормально, его-то и можно использовать для просмотра фильмов и для игр при VGA-подключении. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия близка к идеальной — прогиб по верхнему краю вниз при сдвиге вверх на 50% составляет всего порядка 1-2 мм на 1,5 м ширины. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива небольшие — в центре минимальные, а к углам ширина цветной каймы не превышает 1/3 пикселя. Темная граница между пикселями практически отсутствует. Равномерность фокусировки местами чуть-чуть нарушается, но не настолько, чтобы это сказывалось на качестве изображения. При сдвиге объектива и изменении фокусного расстояния качество изображения существенно не меняется.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к . Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается. Есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (в этом режиме кадры имеют равную длительность), кроме того проектор умеет выполнять обратное преобразование — из чередования кадров 2-3 при 60 кадр/с восстанавливать исходные 24 кадр/с с равной длительностью кадров. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала

Качество компонентного интерфейса высокое. Четкость изображения соответствует возможностям интерфейса и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов и если параметр Режим фильма установлен в Авто 1 или Авто 2 , проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2 (срывы случались, но редко), и только в очень сложных случаях иногда проскакивала характерная «расческа». Для видеосигналов обычного разрешения выполняется сглаживание зубчатых границ объектов, для 1080i — нет. Функции шумоподавления работают неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

В данном проекторе есть функция вставки промежуточных кадров (предыдущая модель ее не имела). Заметим, что эта функция может быть включена и в стереоскопическом режиме при сигнале 24 кадр/с. Функция вставки промежуточных кадров в русском варианте меню не переводится и называется Motionflow . При ее включении плавность движения и четкость объектов в движении возрастают, картинка становится приятнее для глаз. При изменении уровня от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Качество работы этой функции высокое и в подавляющем большинстве случаев к ее работе не будет никаких претензий. Однако фильмы типа «Аватар» (вернее некоторые фрагменты из этого фильма) задают новую планку: на уровне Высокий при очень быстром и сложном движении заднего фона расчет промежуточных изображений периодически на пару секунд прекращается и картинка выводится в режиме 24 кадр/с, кроме того, некоторые объекты переднего плана часто имеют своих двойников из фаз движения вперед и назад во времени. В таких случаях лучше выбрать режим Низкий , в котором четкость и плавность ниже, но и артефакты менее заметны.

По всей видимости, при 60 кадр/с рассчитывается один промежуточный кадр, при 24 кадр/с — два промежуточных кадра. Для иллюстрации приведем снимки, сделанные при выводе на экран стрелки, перемещающейся на одно деление за кадр при включенной функции вставки промежуточного кадра для 60 кадр/с и 24 кадр/с:


60 кадр/с.


24 кадр/с.

Отрезки между делениями — это рассчитанные промежуточные положения стрелки.

Определение времени отклика и задержки вывода

Пики узкие и не очень интенсивные, поэтому никакого мерцания не видно, но расчетам они мешают. Примерно можно оценить, что время отклика при переходе черный-белый-черный равно 6,5 мс (5 мс вкл. + 1,5 мс выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило примерно 7,5 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр в динамические игры.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 15 мс при VGA-, и 22 мс при HDMI(DVI)-подключении (проектор как первичный монитор в систем). Это небольшое значение задержки, не мешающее играть в динамичные игр. При включении функции вставки промежуточных кадров задержка увеличивается до 51 мс, что уже может быть заметно, но в играх вставку кадров все равно лучше отключать.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр и .

Цветовой охват зависит от значения настройки Цвет. прост-во. При Широкий 3 охват максимальный, при Нормальный охват в точности равен sRGB:

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при Цвет. прост-во. = Широкий 3 и при Нормальный :


Широкий 3 .


Нормальный .

Видно, что компоненты хорошо разделены, и это позволяет получить широкий цветовой охват, а для его приведения к стандарту sRGB выполняет перекрестное подмешивание компонент. Цветопередача ближе всего к стандартной в случае профиля Кинофильм 1 , взяв его за основу, мы попытались регулировкой усиления трех основных цветов приблизить цветопередачу к стандартным 6500 К на белом и темно-сером участках. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE):

Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу на белом поле к целевой, но для коррекции в тенях необходимо использовать и регулировки смещения. Впрочем, даже без коррекции особых нареканий к качеству цветопередачи нет, так как изменения ΔE и цветовой температуры монотонные при переходе в темную область, что визуально мало сказывается на изображении.

Тестирование в стереоскопическом режиме

Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.

В комплект поставки этого проектора очки не входят, их придется покупать дополнительно (впрочем, заявлено наличие модификации VPL-HW30AES с очками и синхронизатором в комплекте). Компания Sony для использования совместно с этим проектором предлагает очки TDG-PJ1. Очки имеют элегантный дизайн, их комфортно носить даже с корректирующими очками, угол обзора в них достаточно большой, очки охватывают голову гибкими дужками и подходят для небольших и больших голов. Правда, по современным мерками очки немного тяжеловаты — 59 г. К очкам прилагается мягкий двухслойный чехол, предназначенный для хранения очков. Работают очки от встроенного аккумулятора. На полную зарядку нужно 30 мин, а одной зарядки очки работают 30 часов. 3 минуты подзарядки обеспечивают 3 часа работы (данные производителя). Для зарядки используется кабель (1,2 м) с разъемами micro USB и USB типа A. Первый разъем подключается к разъему на очках под заглушкой, второй — к БП или порту на компьютере. При работе очки не заряжаются. Как это ни странно, в комплект поставки проектора входит небольшой БП с розеткой USB, предназначенный для зарядки очков. Синхронизируются очки по ИК-сигналу от проектора. Приемник расположен по центру между стеклами. Включаются очки кнопочкой сверху. Выключаются — через несколько минут отсутствия приема синхросигнала.

Излучатель синхросигнала также придется покупать дополнительно. К проектору он подключается посредством витой пары. Производитель указывает, что длина кабеля может доходить до 15 м, а излучатель обеспечивает работу очков на дистанциях от 1 до 9 м.

Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Рядом , в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Одна над другой , похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра). В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI.

Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах 1080p при 24 кадр/с можно включить функцию вставки промежуточных кадров. В настройках стереоскопического режима есть параметр Яркость 3D-очков , который управляет длительностью периода, когда стекла пропускают свет. При изменении от Макс до Мин (всего 5 ступеней) период прозрачности уменьшается, соответственно уменьшается и яркость видимого изображения.

Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью компьютера, оснащенного Blu-ray-приводом, при этом за вывод изображения отвечала видеокарта AMD Radeon HD 6850 . Плеер — CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Тестирование показало, что приемлемое качество стереоизображения достигается уже на второй ступени в сторону понижения яркости, при этом яркость изображения остается на достаточно высоком уровне для комфортного просмотра на экране с диагональю 2-2,5 м, а может и чуть больше. При уменьшении периода прозрачности яркость падает, но существенного прироста в качестве разделения стереопар уже не наблюдается. Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100% разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 24 кад/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Яркость 3D-очков установлена на Макс (яркость изображения и период прозрачности очков максимальные):

Качество разделения значимо не меняется при изменении частоты кадров входного сигнала от 24 до 50 и 60 кадр/с.

Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме.

Данные, приведенные последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.

Выводы

В обычном «двумерном» режиме новый проектор Sony VPL-HW30ES мало чем отличается от предыдущей модели Sony VPL-HW20 , разве что вставка кадров появилась. Вот поддержка стереоскопического режима — совсем другое дело. Да, придется дополнительно покупать очки и синхронизатор, но оно того стоит, так как в режиме 3D проектор показывает очень хорошо — с минимальным уровнем перекрестных помех при довольно высокой яркости. По качеству стереоскопического режима этот проектор обгоняет даже топовую модель прошлой линейки Sony — проектор VPL-VW90ES .

Достоинства:

  • Высокое качество изображения
  • Низкий уровень перекрестных помех и достаточно высокая яркость в стереоскопическом режиме
  • Очень тихая работа
  • Вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива
  • Есть функция вставки промежуточных кадров
  • Строгий дизайн корпуса
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении

 

 

Это интересно: