→ Как выбрать и установить тахометр на лодочный мотор? Тахометр для установки на лодочный мотор Тахометр для моторной лодки

Как выбрать и установить тахометр на лодочный мотор? Тахометр для установки на лодочный мотор Тахометр для моторной лодки

Двигатель современного лодочного мотора - вещь гораздо более простая чем, например, двигатель мотоцикла или автомобиля и не требует особых измерений режима работы. Вероятно, отчасти из-за этого производители крайне редко снабжают двигатели лодочных моторов разного рода электронными девайсами, которыми, как правило, оснащены другие более сложные двигатели внутреннего сгорания. Однако есть одна полезная вещь, которую все-таки стоит приобрести для лодочного мотора, если вы хотите, чтобы он долго служил вам верой и правдой. Это тахометр, который позволит вам определить реальные обороты двигателя и общее количество часов его работы (моточасы) – показатель аналогичный пробегу автомобиля.

Тахометр – это достаточно простой, компактный прибор, который устанавливается непосредственно на двигатель лодочного мотора без вмешательства в его конструкцию. Обычно он устроен так, что способен считывать импульсы, которые идут по силовому проводу свечи зажигания прямо через изоляцию. По количеству считанных импульсов тахометр определяет точное количество оборотов, которые произвел двигатель, а также общее время работы двигателя. Информация о тех или иных показателей выводится на дисплей прибора в зависимости от режима его рабаты.

Итак, для чего же нужен тахометр владельцу лодочного мотора?

Первое – для правильной обкатки вашего лодочного мотора.

Любой новый мотор требует обкатки, которая должна производиться определенное время на строго определенных оборотах двигателя, указанных в паспорте мотора. Значимость этого этапа сложно переоценить, поскольку именно от того, насколько грамотно была произведена обкатка двигателя лодочного мотора, будет зависеть его дальнейшая работа и срок эксплуатации. Новый двигатель очень легко перегрузить, задав слишком большие обороты. Недостаточное или слишком большое количество оборотов двигателя может существенно снизить срок его эксплуатации и привести к проблемам в работе. Определить это на слух практически невозможно. Избежать этого поможет знание точного числа оборотов двигателя, которые и измеряет тахометр. Также при обкатке важно знать точное количество часов, которые наездил двигатель. Это приобретает особое значение, когда обкатка производится с большими перерывами во времени и человек, производящий обкатку может просто забыть, сколько же часов он наездил в прошлый раз. Функция счетчика моточасов на тахометре позволит произвести точный замер времени работы двигателя и избежать каких-либо ошибок по этой части. Кроме того функция счетчика моточасов пригодится вам и в дальнейшем при эксплуатации вашего лодочного мотора. Она позволит засечь время отдельной поездки или узнать, на сколько часов езды хватает одного бака топлива.

Второе – тахометр нужен для диагностики неисправностей лодочного мотора. Как же при помощи тахометра можно выявить проблемы с мотором?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на его показания. Тахометр дает возможность проследить, насколько заявленные по паспорту характеристики двигателя соответствуют его реальным оборотам. Для этого необходимо обратить внимание на показатели тахометра при ручке газа, повернутой до максимума, и на холостых оборотах двигателя и сравнить эти показатели с данными, указанными в паспорте. Если показатели отличаются, это может свидетельствовать о том, что двигатель работает некорректно.

Третье – для улучшения скоростных показателей мотора. Этот пункт напрямую связан с предыдущим.

Казалось бы, как при помощи тахометра можно повысить скорость мотора? Сделать это можно. Прежде всего, важно понимать, что на скорость движения лодки влияют мощность мотора, общий вес лодки и правильно подобранный винт. Тахометр нужен как раз для того, чтобы подобрать оптимальный винт для вашего мотора в заданных вами условиях.

Итак, допустим, ваш лодочный мотор не развивает паспортные обороты при максимальном газе. Это свидетельствует о том, что мотор сильно перегружен, нагревается и это не только отрицательно сказывается на скоростных характеристиках его работы, но и может привести к поломке мотора и всё из-за неправильно подобранного винта. Или обратная ситуация – максимальные обороты двигателя превышают заявленные в паспорте. Эта ситуация также неблагоприятна для вашего мотора, поскольку может привести к разрушению лепестковых клапанов и ускоряет износ всех деталей мотора, что может привести к их разрушению и как следствие – поломке мотора. Именно поэтому так важно обеспечить оптимальный для вашего мотора режим работы, соответствующий его паспортным показателям.
В среднем изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствует изменению скорости вращения винта на 150-200 об/мин. Для увеличения скорости вращения вала следует заменить винт на винт с меньшим шагом. При увеличении шага винта скорость его вращения снижается.

Для подбора оптимального шага винта необходимо выяснить какое максимальное количество оборотов развивает ваш лодочный мотор при полном газе (заслонка дросселя полностью открыта). Если этот показатель меньше максимальных рекомендованных оборотов (как правило, это не больше 5500 об/мин), зафиксируйте их как максимальные для используемого вами винта.

Например:
Обороты двигателя по паспорту = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя по паспорту = 5600 об./мин.
Показания тахометра (фактические максимальные обороты) = 5000 об./мин.
Разность = 600 об./мин.

Шаг винта в 1 дюйм (2,54 см) это примерно 200 об./мин. В результате деления нашей разности (600 об/мин) на 200 получим 3. Соответственно следует использовать винт на 3 шага меньше, чем у используемого ранее винта.

Следует иметь ввиду, что редко когда удается обойтись одним винтом. Если вы используете свою лодку для разных целей и с разным количеством людей и груза на борту, то вам точно понадобится больше чем 1 винт. Для подбора правильного винта в каждой конкретной ситуации ориентируйтесь на показания тахометра.

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -

Тахометр – вещь на катере совершенно необходимая. Частота вращения коленчатого вала содержит очень много полезной информации. Он поможет вам подобрать оптимальный винт, покажет, в каких режимах работает двигатель, поможет вовремя найти неисправность. Но как подобрать нужный тахометр?

Принцип работы тахометра заключается в регистрации числа импульсов, поступивших магдино (или магнето). Магдино, в зависимости от модели двигателя, может содержать разное число полюсов – обычно от 4 до 12.

Другой вид тахометров считывает число импульсов в системе зажигания двигателя. В четырехтактных двигателях на один цилиндр приходится один импульс за два оборота коленчатого вала, в двухтактных – один.

Первый тип традиционно применяется в современных подвесных двигателях и является наиболее распространенным. Второй тип – часто используют владельцы моторов малой мощности, поскольку не требует больших усилий при установке.

Среди видов тахометров можно выделить стрелочные тахометры и цифровые. Стрелочные удобнее, поскольку представляют информацию в более наглядном виде и не «слепнут» на ярком солнце.

Как его установить?

Проще всего установить тахометр при использовании оригинальных запчастей, однако если вы решили установить «не оригинальный» тахометр, то советуем вам обратиться к документации двигателя. Вам будет необходимо найти в проводке провод, на который магдино подает импульсы. Далее вам необходимо подключить питание и подсветку тахометра. Подсветку советуем подключить к цепи питания навигационных огней – в этом случае она будет включаться всякий раз, когда вы будете пользоваться навигационными огнями.

Для большинства тахометров, считывающих импульсы с системы зажигания, необходимо найти силовой провод катушки зажигания, который идет к свече зажигания, и аккуратно, виток к витку обмотать его сигнальным проводом тахометра. Часто такие тахометры имеют накладное исполнение корпуса и встроенный источник питания.

Как настроить тахометр?

Для корректной работы тахометра необходимо провести его настройку. Прежде всего нужно установить число полюсов. Для этого обратитесь к инструкции тахометра или вашего двигателя. Ниже мы приводим данные, собранные нами для двигателей разных типов:

Yamaha

Suzuki

Mercury

Force

Evinrude/Johnson

Tohatsu/Nissan

Универсальные тахометры KUS – коэффициент устанавливаем для различных видом двигателей:

Подвесные двигатели

Стационарные двигатели

Число полюсов

Предел измерения

Количество цилиндров

2-х/4-х тактные

Предел измерения

4000 об/мин

6000 об/мин

8000 об/мин

4000 об/мин

6000 об/мин

8000 об/мин

Производители маломерных судов, на которых предусмотрена установка подвесных моторов, не комплектуют свои изделия силовой установкой. Выбор марки и модели двигателя оставляют за водомоторником.

Любая пара лодка – двигатель требует регулировки и настройки. Если настройкой автомобилей занимается производитель, то настройкой лодки в паре с мотором приходится заниматься их владельцу. Для регулировки работы мотора используют специальное устройство, которое называется тахометр.

Назначение тахометра

Тахометр является измерительным прибором, предназначенным для установления частоты вращения крутящихся деталей. Он измеряет частоту вращения роторов, валов, дисков и других узлов. В лодочном моторе меряет скорость вращения коленчатого вала. Измерение скорости проводится в оборотах в минуту.

С помощью тахометра можно выполнить следующие задачи:

  • определить максимальные обороты, которые может развивать мотор;
  • контролировать и регулировать обороты двигателя;
  • подбирать гребной винт в зависимости от оборотов двигателя.

Это повышает общий ресурс мотора. Кроме того, тахометры имеют дополнительную функцию: они учитывают общее время наработки, выраженное в моточасах.

Принцип работы

Частота вращения коленвала связана с числом импульсов, подаваемых на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Чтобы правидьно выбрать такой прибор как тахометр, рассмотрим основные нюансы его работы:

Как выбрать тахометр

Рынок аксессуаров и устройств для лодок и моторов разнообразен. Имеются модели известных брендов, недорогих малоизвестных фирм и низкокачественные подделки. Выбирая модель тахометра необходимо учитывать следующие факторы:

Установка и настройка

В зависимости от типа управления мотором тахометр может быть установлен на румпеле или приборной панели лодки. Длина проводов должна позволять установить тахометр в выбранном месте.

Если установка предполагается на панели, то в ней вырезается отверстие необходимого диаметра. Устанавливают тахометр на приборной панели или на самом моторе с помощью специальных элементов. Подключение тахометра к мотору зависит от наличия компонентов питания:

  • при отсутствии в тахометре батареи кабель подключают непосредственно к клеммам катушки;
  • при наличии в тахометре элементов питания, он подключается к жгуту свечных проводов.

Соединение должно осуществляться при неработающем двигателе. Провод прокладывают с учетом отсутствия касания с горячими или движущимися узлами и деталями мотора.

Настройка тахометра предполагает следующие действия:

  1. В универсальном тахометре необходимо установить переключатель в нужное положение, определяющее тип мотора (двухтактный или четырехтактный), количество контактов на катушке зажигания. Инструкция подробно описывает последовательность подключения проводов к контактам катушки.
  2. Тахометр для определенного типа или модели мотора должен сразу показывать количество оборотов, указанных в паспорте мотора. При наличии различий в показаниях тахометра с требуемыми по инструкции необходимо отрегулировать количество оборотов на холостом ходу.

Топ-5 популярных моделей

Производители лодочных моторов сами не выпускают тахометры под своим брендом. Это делают компании партнеры. При этом одна компания может выпускать тахометры для нескольких брендов.

Рассмотрим самые известные из них:

Применение тахометра оправдано всегда. При настройке двигателя и использовании винта с нужными параметрами управление и эксплуатация лодки с мотором будут дарить только положительные моменты.

C автомобильным или мотоциклетным двигателем, то можно с полной уверенностью сказать, что по сравнению с ними, первый не очень сложный. Поэтому производители не устанавливают на него дополнительные измерительные приборы и датчики, так как это сделает сам мотор более дорогим. Но иногда, при эксплуатации двигателя, желательно иметь информацию о таких параметрах, как пробег (моточасы) и обороты двигателя. Эти параметры невозможно определить без использования дополнительных приборов. Это можно сделать только при помощи специальных приборов – тахометров.

Тахометр – это небольшое и довольно простое в эксплуатации устройство. Он предназначен для установки на лодочные моторы. Необходимо отметить, что его установка очень простая и производится без непосредственного вмешательства в сам двигатель. Изготовлен из водонепроницаемого материала. Вес устройства небольшой, в основном не более шестидесяти-семидесяти грамм.

Приницип работы

Прибор считывает импульсы, которые идут от силового провода к свечам зажигания. Важно то, что считывание импульсов происходит через изоляционный материал. Здесь работает метод индукции. Таким образом, можно получить количество оборотов двигателя , которые происходят в реальном времени. Кроме этого, можно подсчитать время в течение которого мотор работал (моточасы). Необходимо отметить, что некоторые устройства информацию получают от катушек магдино. Эти катушки на моторах выполняют роль генератора.

В продаже есть лодочные моторы, у которых сигнала от генератора нет. В таком случае нужно использовать тахометр , где установлен собственный источник питания.

Все полученные данные выводятся на небольшой экран следующим образом. Обороты выводятся в реальном времени, а моточасы выводятся после того, как работа мотора прекращается. Тахометры могут подсчитывать моточасы за какой-то определенный промежуток времени, например, за один день, причем показатели можно обнулить, а количество моточасов за все время обнулить нельзя.

Для чего нужен тахометр?

Это устройство необходимо для определения точного количества оборотов в реальном времени при обкатке двигателя. Обкатка мотора происходит в течение какого-то определенного временного промежутка и должна происходить на строго определенных оборотах. Это все указано в паспорте. Если количество оборотов будет отличаться от паспортных, это приведет к тому, что лодочный мотор будет работать намного меньше.

Рыболов, подсчитав время в течение которого он плавал, может примерно определиться, за сколько времени расходуется полный бак.

Если данные на приборе сильно отличаются от паспортного, то это говорит про какие-то неполадки в моторе.

Можно определить, при каких оборотах будет самый минимальный расход топлива.

Необходимо отметить, что тахометр может помочь с вопросом, связанным с изменением скорости движения лодки. Чтобы изменить скорость моторной лодки, необходимо изменить скорость вращения вала двигателя. Для этого подбирается винт с меньшим шагом. При помощи тахометра можно определить самый оптимальный вариант винта для мотора.

Тахометры бывают следующих типов:

  • универсальные. Их можно использовать для любого типа двигателей;
  • для двухтактных моторов;
  • для четырехтактных двигателей.

Также тахометры подразделяются на аналоговые и цифровые. В аналоговых тахометрах обороты мотора показываются на стрелочном индикаторе , а в цифровом – информация выводится на цифровой дисплей.

Установка тахометра

Если устройство имеет свой источник питания, то для установки не нужно иметь при себе никаких дополнительных инструментов. Выходящий из прибора провод нужно примотать к проводу, который идет к свечам зажигания. Кабель оборачивается вокруг провода, идущего от свечи четыре или пять раз, причем расстояние от свечи должно быть приблизительно пять сантиметров. Витки нужно закрепить скотчем.

После этого необходимо закрепить сам прибор. Для этого можно воспользоваться саморезами. После того как прибор закреплен, осталось провести кабель от провода высокого напряжения к самому прибору. Этот кабель нужно приобрести. На нем находятся клеммы и разъемы с защитой от попадания туда влаги.

Если собственного источника питания нет, он считывает импульсы с самих катушек магнидо. Именно туда и нужно подключить кабель.

Рынок тахометров для лодочных моторов очень разнообразен. Можно приобрести устройство как от очень известных брендов, так и от совершенно неизвестных производителей. Кроме этого, есть большой риск приобрести подделку. Поэтому, при выборе тахометра желательно в первую очередь выбрать качественного и надежного продавца. Для этого можно поинтересоваться про этого продавца у друзей или знакомых. Можно посмотреть отзывы в интернете.

При выборе тахометра нужно обязательно обратить внимание на следующее:

  • его функциональные возможности. Все дело в том, что некоторые приборы могут показывать только рабочие обороты мотора, минимальные и максимальные не показывают;
  • на некоторых моделях есть возможность посмотреть такие показатели двигателя как: давление масла, температура и так далее;
  • нужно учитывать, что некоторые функции будут работать только при наличии специальных датчиков, которые не всегда можно просто установить. Большинство пользователей считают, что самая необходимая функция – это подсчет моточасов;
  • технические характеристики должны соответствовать параметрам мотора;
  • простота установки;
  • герметичность. Большая часть тахометров герметична. Это означает, что заменить источник питания можно только разобрав сам корпус. В некоторых устройствах можно заменить батарейки не разбирая сам корпус. Это очень удобно, но эта возможность может привести к попаданию внутрь прибора воды;
  • компактность;
  • стоимость;
  • при покупке необходимо убедиться в том, что прибор имеет достаточную скорость обновления информации на экране;
  • экран яркий и четкий. Это важно особенно в солнечную погоду.

Настройка тахометра

При настройке нужно проверить количество оборотов мотора во время работы на холостом ходу с показаниями тахометра в том же режиме. Если показатели будут не совпадать, их нужно привести в соответствие, воспользовавшись инструкцией.

Если используется универсальный тахометр, необходимо селектор режимов работы поставить в положение, которое соответствует числу импульсов за один оборот коленчатого вала мотора, при условии, что он подключается к магнидо. В таком случае, тип используемого двигателя не имеет никакого значения. Количество импульсов можно посмотреть в таблице, которая прилагается в руководстве. Настройку режимов нужно производить на выключенном моторе.

Обзор самых популярных моделей

Производители лодочных моторов в основном не поставляют тахометров к своим моторам. Эту задачу осуществляют фирмы-партнеры. Например, компания под названием Teleflex Marine производит большое количество тахометров и устанавливают на них логотип Mercury. Эта же фирма производит тахометры Osculati и фирменные Teleflex. Кроме этого, много фирм с Тайваня и Китая тоже выпускают тахометры, где установлены логотипы таких известных производителей, как Yamaha и Suzuki.

Модели от этого известного производителя имеют корпус, который хорошо защищен от влаги. Их устанавливают в восьмидесятишести миллиметровые приборные панели. Они с успехом используются с моторами Yamaha серий от F50 и выше. Дисплей показывает максимальные и минимальные обороты двигателя и показывает количество моточасов.

Mercury.

Производит аналоговые тахометры, которые устанавливаются в моторы Mercury. Устройство оснащено водонепроницаемым корпусом со стеклом , которое не запотевает. Циферблат стрелочный.

Производит аналоговые тахометры. Их можно установить в моторы Suzuki DF9-30/DT25-40, в которых они устанавливаются в специальное отверстие картера диаметром восемьдесят шесть миллиметров. Нет селектора режимов работы, так как на всех моторах установлены двенадцати полюсные генераторы.

Итак, можно сделать вывод, что тахометр для лодочного мотора – вещь нужная. Благодаря тому, что сегодня на рынке можно приобрести тахометры самых разных характеристик и производителей , а также благодаря несложной установке, все больше и больше людей приходят к выводу о необходимости приобретения тахометра.

 

 

Это интересно: