→ Установка сабвуфера в машину. Как влияет на звук короб для сабвуфера Различия в звучании в зависимости от формы

Установка сабвуфера в машину. Как влияет на звук короб для сабвуфера Различия в звучании в зависимости от формы

Проехаться с ветерком и с качественной музыкой по трассе с прекрасными пейзажами. Разве не об этом мечтает каждый автолюбитель? И вроде бы все есть – и машина, и музыка, и красота природы за окном. Только чего-то не хватает. Чаще всего это «что-то» — объемность звука, его глубина, которой можно добиться только путем установки качественно сабвуфера. На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего сложного. Как бы ни так. Многие автолюбители даже не представляют, куда можно установить столь полезный девайс для максимальной эффективности. В данной статье мы разберемся со всеми интересующими вас вопросами более подробно.

Установка сабвуфера в багажник таким образом, чтобы он играл в салон через отверстие в спинке заднего кресла

Теоретическая справка

Давайте рассмотрим, какие виды акустики вообще применяются в автомобиле. Популярностью пользуются четыре типа системы – так называемый бесконечный акустический экран, акустика закрытого типа, акустика полосового типа и корпус с фазоинвертором. Сразу хотелось бы отметить, что использование сложной акустики для низкочастотной головки дает возможность устанавливать усилители меньшей мощности. При этом остается на прежнем уровне. Учитывая, что стоимость усилителя во многом зависит от его мощности, то данный аспект очень важен.

При покупке сабвуфера необходимо поинтересоваться, сколько обмоток звуковых катушек есть в устройстве. Сегодня в продаже находятся «низкочастотники» с 1, 2 или 4 обмотками. В принципе, увеличение числа обмоток – это некоторая хитрость производителей, которые дают возможность покупателям использовать вместо одного мощного усилителя несколько устройств меньшей мощности.

Большой популярностью пользуются так называемые активные корпусные сабвуферы, которые продаются в связке с усилителем. В этом случае задача автолюбителя упрощается, ведь время на выбор устройств существенно сокращается. Да и остается всегда на высоте. Преимущество активных сабвуферов – простота и высокая скорость настройки. Кроме этого, их легко монтировать, и они оборудованы всеми необходимыми входами. Но есть недостаток – нет входов от встроенного усилителя. Это значит, что если он сгорит в процессе эксплуатации, то сам динамик использовать уже не получится.

Установка сабвуфера в автомобиль: куда, как и почему

Собственно, для каждого опытного автолюбителя не секрет, что установка сабвуфера в автомобиль во многом зависит от типа кузова последнего. При этом сегодня есть три основных класса (конечно, это условно) – кабриолет, седан и хэтчбек (универсал). Каждый из типов необходимо рассмотреть по отдельности, чем мы дальше и займемся.

Установка сабвуфера в седан

Один из вариантов установки сабвуфера в седан

Итак, начнем наш экскурс с одного из наиболее сложных вариантов – монтажа НЧ-динамика в седане. Есть «умельцы», которые устанавливают сабвуфер в багажник или же монтируют его в боковую стенку, считая, что этого достаточно. Но это неправильный подход. При таком способе «монтажа» до людей в салоне будут доходить только самые низкие частоты и то произойдет это за счет элементов кузова. Поэтому о каком-либо качестве звука говорить не приходится. Какие же существуют варианты?

Их несколько:

1) Установка сабвуфера в задней полке. Данный метод считается наиболее удобным и перспективным в плане качества звука. Более того, у автолюбителя есть возможность использовать самые различные варианты оформления звука:

бесконечный акустический экран. Один из наиболее простых способов. Но здесь необходимо обзавестись специальными НЧ-головками, без которых никак не добиться высокого качества звука. Кроме этого, задачей автолюбителя становится полное отделение багажника от салона. Сделать это просто – необходимо герметично закрыть все имеющиеся отверстия. Следующий шаг – переделка задней полки. Желательно, чтобы она была выполнена из толстой МДФ-плиты. В крайнем случае, можно использовать обычную фанеру или лист ДСП. Применение данных материалов позволит избежать дребезжания динамика. В общем, чем толще получается задняя полка – тем лучше для общего качества звука. Кроме этого, толстая полка позволяет немного «достать» сабвуфер из багажника и сэкономить время на создании отверстия под него.

Чтобы динамик не вышел из строя уже через несколько дней активной эксплуатации, очень важно использовать специальный фильтр инфранизких частот (идеальная настройка в этом случае – около 30 Герц). При таком монтаже нельзя забывать, что качество низких частот будет напрямую зависеть от содержания багажного отделения;

закрытый корпус. В отличие от типа монтажа, который был описан выше, здесь НЧ-динамик необходимо установить в замкнутый коробок объемом ориентировочно 20-30 литров. Благодаря этому качество звука не сильно будет зависеть от наполненности самого багажника. Но у данного метода есть и недостатки – необходимо модернизировать заднюю полку для монтажа конструкции, а также смириться с потерей объема в багажном отделении;

Ещё кое-что полезное для Вас:

корпус полосового типа. Данный способ установки сабвуфера является одним из наиболее привлекательных в плане качества и мощности звука. При правильном монтаже можно добиться усиления давления до уровня 5-6 децибел. При этом головка НЧ-динамика полностью закрыта, что исключает вероятность ее повреждений. Кроме этого, нет необходимости в томительных между багажником и салоном авто. При этом можно ничего не придумывать, а использовать уже готовые корпуса. Недостаток у данного метода один – большие габариты, но именно он отпугивает большинство автолюбителей;

корпус с фазоинвертором. В случае такой установки сабвуфера можно рассчитывать на увеличение давления до 3 дБ. Но порт фазоиневртора должен располагаться на минимальном расстоянии от НЧ-головки. Монтаж корпуса с фазоинертором выполняется так же, как и в случае с закрытым корпусом. Единственное, что придется провести дополнительную модернизацию задней полки из-за больших объемов сабвуфера.

2) Установка сабвуфера в подлокотник на заднем сидении

Установка сабвуфера в подлокотник на заднем сидении

В некоторых автомобилях на подлокотниках есть специальное отверстие, чем обязательно пользуются любители музыки. Принцип здесь тот же, что и в случае с инсталляцией сабвуфера в заднюю полку. Но есть некоторые тонкости. Важно обращать внимания, чтобы существующие отверстия имели достаточную величину и не «защемляли» диффузор сабвуфера. Если не проконтролировать этот момент, то можно не рассчитывать на качественный бас. Бывают ситуации, когда диаметр отверстия слишком мал. В этом случае необходимо провести работы по изменению его форму. Если вы любите слушать музыку на максимальной громкости, то лучше сконструировать за задним сидением качественную стенку. Именно в нее врезаются большие динамики. Звук будет просто великолепным и по мощности, и по качеству.

Установка сабвуфера в хэтчбеке

Установка сабвуфера в хэтчбек

Владельцам таких машин очень повезло, ведь проблемы с установкой сабвуфера решаются очень просто и быстро. Между багажным отделением и салоном минимум препятствий, поэтому установка производится в считанные часы. Акустическое оформление может быть любым, кроме, конечно, бесконечного акустического экрана. Но есть некоторые тонкости, о которых нужно помнить. К слову, чтобы получить больший бас, можно направить диффузор динамика в заднее стекло. Если работы проведены качественно, а баса все равно не хватает (точнее он появляется только при открытии двери), необходимо увеличить объем НЧ-головки. Нет места? – Тогда берите динамик меньшего размера.

Установка сабвуфера в кабриолете

И, наконец, последний тип авто – кабриолет. Здесь с выбором места возникают определенные проблемы – дефицит свободного пространства налицо. Чтобы добиться хороших результатов, можно использовать любой из типов оформления НЧ-динамика, снова-таки, кроме бесконечного акустического экрана.

Выводы

Таким образом, вы всегда можете смонтировать сабвуфер в своем автомобиле и добиться максимального качества звука. Главное – правильно подойти к организации процесса, не торопиться и правильно выбрать НЧ-динамик (го это уже другая история). Удачи.

Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.

Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.


Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.

Почему же многие маленькие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Во-первых, в сочетании мощности (желательно побольше), звукового давления (тоже побольше) и размера (поменьше). Требования взаимоисключающие, поэтому, чем ближе производителю удается приблизить свое изделие к недостижимому идеалу, тем более дорогие материалы и инженерные решения в нем использованы. Во-вторых, в качестве звука: в погоне за мощностью многие производители оставляют вопрос качества «за кадром» - ведь оно требует применения качественных (следовательно – дорогих) материалов диффузора и корпуса сабвуфера.

Характеристики сабвуферов.


Вид. Бывает активный и пассивный. Тут все просто – активный уже содержит в себе усилитель и может быть напрямую подключен к аудиосистеме. Несомненный плюс активного – производитель уже подобрал к нему подходящий по всем параметрам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Минус – как правило, это одноканальный усилитель, и, если вы хотите не просто добавить сабвуфер к штатной аудиосистеме, а собрать качественную АС с нуля, придется покупать еще один усилитель. Но самый значимый минус активных сабвуферов в том, что усилитель в нем является «котом в мешке» и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен не только громкий, но и качественный звук, то при покупке активного сабвуфера не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: амплитудно-частотную характеристику, коэффициенты искажений, соотношение сигнал/шум и пр. Если в руководстве по эксплуатации этой информации нет, то, скорее всего, производитель на усилителе сэкономил, и качество его выходного сигнала далеко от идеального. Кроме того, активные сабвуферы (при прочих равных параметрах) имеют большие размеры, чем пассивные (в одном корпусе с ним находится и усилитель, тоже порой немаленький) и найти ему место в машине будет сложнее.

В пассивном сабвуфере усилителя нет, перед подключением потребуется его . И вообще, все его плюсы и минусы – это минусы и плюсы активных.
Для сборки качественной аудиосистемы пассивный сабвуфер явно предпочтительней. Возможно даже, вам будет лучше выбирать среди сабвуферных колонок .
Для имеющейся АС – активный установить в разы быстрее и проще.


Мощность. Разделяют номинальную мощность и максимальную . Сколько бы ватт не было нарисовано на коробке или корпусе сабвуфера, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно этой мощностью и следует оперировать при подборе сабвуфера, поскольку стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует.
Максимальная мощность - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать сабвуфер без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность сабвуфера, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости.

Какова должна быть мощность сабвуфера относительно мощности усилителя? Единого мнения тут нет, все варианты имеют своих ярых сторонников и противников.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя.

Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Но, к сожалению, из-за громкости звука хозяин аудиосистемы зачастую не замечает этих признаков, пока не становится слишком поздно. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.


Импеданс или входное сопротивление сабвуфера. Должен в точности поддерживаться усилителем. Если подключить сабвуфер с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить сабвуфер на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Если сабвуфер поддерживает подключение двух динамиков с минимальным импедансом 2 Ом, то при подключении "в мост" (если усилитель разрешает такое подключение) минимальный импеданс подключаемого сабвуфера удваивается - меньше 4 Ом подключать нельзя.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.


Диаметр динамика . Бытует мнение, что чем больше – тем лучше. Не обязательно. Диаметр динамика следует рассматривать только в комплексе с мощностью и чувствительностью. Если два сабвуфера одинаковой мощности и чувствительности имеют разный диаметр – лучше взять тот, который меньше. Другое дело, что большим диаметром обладают обычно динамики с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления 8-10 дюймового динамика может оказаться вполне достаточно. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для озвучивания на открытом воздухе? Стоит только открыть багажник и требования к звуковому давлению возрастут в разы. Тут-то и пригодятся диффузоры в 12-15 дюймов и больше. С соответствующей мощностью, разумеется.


Материал изготовления корпуса – очередная тема для жарких споров приверженцев тех или иных материалов. Кто-то утверждает, что лучше чистого дерева ничего быть не может, кто-то отдает предпочтение фанере, обклееной войлоком или карпетом. При этом большинство массовых моделей делается из МДФ и пластика.

Вообще, основное назначение корпуса в любой из конструкций - поглощать "ненужный" звук, поэтому чем выше звукопоглощающие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса сабвуфера.

Немаловажна также жесткость материала, особенно в конструкциях типа "закрытый ящик".

МДФ и ДСП благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходят для любого вида сабвуферов, плотная фанера 10-12 мм и дерево - чуть похуже. Хуже всего глушат звук металл и алюминий, поэтому крайне желательно, чтобы такие корпуса были обклеены войлоком или иным звукопоглощающим материалом (лучше, если с обеих сторон). Еще одна причина, по которой металл - не самый лучший выбор корпуса сабвуфера: он может начать резонировать сам, тогда о чистоте звука можно забыть. Некоторые производители (например, Bell-Audio) иcпользуют в корпусах специальный многослойный пластик, но корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще, поэтому от покупки сабвуфера (особенно - мощного) в пластиковом корпусе лучше воздержаться.

Чувствительность – для сабвуфера – синоним звукового давления. Показывает, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.

Тип корпуса. Все виды корпусов решают, в сущности, одну задачу: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, складываясь с основным, гасит его за счет способности длинных звуковых волн огибать препятствия (если корпуса нет).


Герметичный (закрытый ящик) – самый простой из видов корпусов. Просто глушит звук за диффузором, для чего внутренности герметичного ящика часто оббиты звукопоглощающим материалом. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Плюсы– в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минус – немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности сабвуферы в таких корпусах звучат тише.

В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).

Band-pass корпус совмещает в себе фазоинверторный и герметичный. В отличие от предыдущих корпусов, этот корпус работает как полосовой фильтр – наилучшее звучание получат те частоты, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение может использоваться для увеличения глубины баса у динамика с небольшой чувствительностью. В то же время, такой корпус намного больше, чем герметичный или фазоинверторный.

Минимальная и максимальная частота, воспроизводимая сабвуфером. Частоты, на которых у динамиков среднего диапазона критически падает звуковое давление, лежат ниже 100 Гц. Поэтому максимальная частота сабвуфера должна быть не ниже этого порога. Чаще она бывает намного выше; можно настроить уровень среза самому с помощью НЧ-фильтра, который должен быть на любом активном сабвуфере или сабвуферном усилителе. Какую частоту настроить - зависит от способностей аудиосистемы и личных предпочтений каждого, но общий принцип прост – отдавать сабвуферу только то, что не вытягивает остальная аудиосистема.

Уходит в историю эпоха кассетных автомагнитол и «жестяного» звука, лившегося в уши пассажиров и водителей автомобилей из самодельных акустических систем или колонок фирмы «NONAME». Очень быстро автолюбители оценили выгоды цифрового звучания и преимущества качественной аудиотехники, в частности сабвуферов. Эти устройства дополнили штатную акустику мощными басами, что дало возможность насладиться насыщенным звучанием, вызывающим дружный забег «мурашек» по коже. В нашем рейтинге лучших активных и пассивных сабвуферов для автомобиля мы постарались охватить самые интересные (по отзывам автолюбителей и экспертов) модели в разных ценовых категориях.

Как выбрать сабвуфер

Грамотный выбор сабвуфера - это вопрос не только к качеству динамика или мощности усилителя. Сама его конструкция имеет ощутимую «заточенность» под конкретные стили музыки - например, сабвуферы с фазоинвертором на слух воспринимаются как имеющие более резкую атаку (задний объем не демпфирует движение диффузора, а также работает источником звука), поэтому давно полюбились для синтетического «тынц-тынц», в то время как более мягкая и естественно звучащая атака сабвуферов с закрытым задним объемом позволит насладиться в движении не только блюзом, но и многими довольно-таки экстремальными стилями инструментальной музыки. Корпус типа Band-pass же, где диффузор работает на внутренний объем обеими сторонами, а весь звук выходит через отверстие в ящике, дает максимальный КПД, но с ярко выраженным «горбом» в области определенной полосы частот - рекомендовать такой сабвуфер можно только под определенные вкусы, так что в любом случае нужно слушать конкретный экземпляр.

Какой сабвуфер лучше — активный или пассивный? Здесь вопрос исключительно к бюджету и требованиям: конечно, активный сабвуфер проще подключать и устанавливать, но качеством звука, скорее всего, придется пожертвовать - не зря изделия высокого класса в своей массе пассивные, усилитель к ним уже подбирается под конкретную инсталляцию.

Закрытый корпус, фазоинвертор или бандпасс? А вот на этот вопрос ответим просто - выбирайте сабвуфер как минимум прослушивая его в машине сходного объема, а не в магазине: разница будет очень сильной. И, естественно, прослушивайте именно на той музыке, которая Вам нравится - тогда можно будет точно понять, насколько он подходит.

Автосабвуфер какой фирмы лучше? На отечественном рынке автомобильного аудиооборудования за многие годы сложилась группа фаворитов, продукция которых пользуется неизменной популярностью. Уже давно себя зарекомендовали с лучшей стороны автосабвуферы таких компаний как Sony, Alpine, Pioneer, Helix, JBL, Kicx, Yamaha и других именитых производителей.

Оригинальный бас не имеет направленности. Поэтому трудно определить его источник. Рассмотрим, как правильно установить сабвуфер в машину чтобы добиться качественного звучания.

Выбор местоположения

Спереди по центру (1)

Хорошая позиция. Хорошая связь с фронтальными громкоговорителями, способствует расширению переходной частоты. Хотя в автомобилях с ограниченным пространством впереди такая установка невозможна. Этот способ подходит для микроавтобусов. Поскольку места там не особенно много, для сабвуфера приходится использовать маленький закрытый корпус.

Багажный отсек, направленность вперед (2)

Этот метод очень популярен. Хотя если между сабвуфером и противоположной стенкой багажного отсека места окажется недостаточно, излучаемая сабвуфером звуковая волна подвергается давлению и пострадает качество баса. Что касается автомобилей типа седан или купе, там погашенная звуковая волна фронтальных громкоговорителей, достигая багажника, меняет фазу на обратную. И если открыть багажник, звук становится неожиданно громким. Обычно причиной тому является внутренняя планировка.

Багажный отсек, направленность назад (3)

Это неплохой способ. Но в автомобилях типа седан или купе поведение звуковой волны будет таким же, как и в предыдущем случае. Для исправления этого эффекта следует использовать достаточно большой акустический экран, убрать препятствия на пути звуковой волны или уменьшить размер корпуса. В автомобилях типа хэтчбек или в фургоне таких проблем не возникает.

Вровень с полом (4)

Метод «вровень с полом» применим для багажника, где лежат шины. Пол багажника успешно выполняет роль акустического экрана, бас обретает хорошую пространность и энергию. Этот метод можно использовать в автомобилях разных типов - седан, купе, универсал, кроме моделей, не имеющих пространства для запасных шин. Причем, установка сабвуфера большого диаметра может вызвать проблемы, поскольку места там не много.

Задняя полка (5)

Для седана и купе это хорошая позиция. Размещение там сабвуфера должна быть достаточно очень прочной, чтобы выдержать давление звуковых волн и его вес.

Важные моменты при установке сабвуфера

Вес корпуса

Энергия баса вызывает резонанс окружающих объектов. Каждый из них начинает издавать звучание на собственных частотах, что ведет к деградации музыкального баса. Для воспроизведения максимально чистого, незагрязненного баса корпус сабвуфера должен быть как можно более тяжелым, чтобы не резонировать самому и не распространять резонанс. Если автомобиль не чрезмерно тяжел, то чем больше вес корпуса, тем лучше бас.

Хороший эффект погашения вибрации дает использование внутри корпуса изолирующего материала, который применяется в домашних акустических системах.

Выбор материала

Для корпуса громкоговорителей следует выбирать материал, имеющий наименьший резонанс и не заглушающий звучание. Наиболее подходящим для автомобильной акустики является дерево. ДВП (древесно-волокнистая плита) - очень хороший материал: дешевый, тяжелый, трудно поддающийся резонансу и легкий для обработки. Береза и дуб тоже хороши: тяжелые и трудно поддаются резонансу, хотя дороги и сложны для обработки. Лучше всего использовать плиты толщиной более 18 см.

Звукопоглощающий материал необходим, но не слишком в больших количествах.

Звукопоглощающий материал нужен для снижения эффекта стоячих волн внутри корпуса. Но если использовать слишком много этого материала, звучание становится зажатым и снижается отдача громкоговорителя. Приклейте звукопоглощающий материал, как минимум, к задней стенке внутри корпуса, или, как максимум, к задней, верхней и нижней стенкам внутри корпуса. Лучше использовать губчатый материал, т.к. он обладает лучшими звукопоглощающими свойствами.

Различия в звучании в зависимости от формы



Прямоугольный. Такой корпус прост в изготовлении, но склонен к образованию пиков над F3 и провалов после F3. Выравнивание характеристики достигается такими методами, как установка внутрь отражающей плиты, снижение параллельной фазы, использование звукопоглощающего материала.


Трапециевидный 1. Хотя горб на кривой энергетической характеристики немного сглаживается, но провал после пика все же остается. Желательно умеренное использование звукопоглощающего материала.


Трапециевидный 2. Характеристика ровнее, чем в двух предыдущих случаях. Если углы корпуса закруглить, характеристика станет ещё ровнее.


Трапециевидный 3. На переднюю часть трапециевидного корпуса 2 наложена еще одна трапециевидная форма. Кривая принимает плавную, покатую форму и звук становится энергичнее.


Установка сабвуфера в отсек, где хранится "запаска" называется скрытым монтажом. Пол багажного отсека образует акустический экран, удобный для распространения низких частот. И если можем понизить переходную частоту на стыке с фронтальными громкоговорителями - это будет наилучшим местом для установки сабвуфера.

 

 

Это интересно: