→ Три группы приставок. Приставки в русском языке Три группы приставок

Три группы приставок. Приставки в русском языке Три группы приставок

Приставка - значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и придаёт им дополнительные оттенки значения. Обычно располагается перед корнем, но может находиться и за ним. Как правило, в словах встречается по одному префиксу, но бывает и несколько.

Деление по орфографическому признаку

В зависимости от написания приставки в русском языке подразделяются на три группы.

  • Правописание первой всегда одинаково, регулируется орфографическими традициями и не зависит от того, как слово произносится. Например, глагол «вписать». Он начинается с префикса «в». При произношении мы слышим на его месте звук [ф]. Однако пишем букву «в», т.к. знаем правило. Это та орфографическая норма, которая закрепилась в лингвистике на протяжении длительного времени и воспринимается нами как правило. Такие приставки в русском языке встречаются часто. Это префиксы вы- (вывод), до- (дописать), недо- (недоброжелатель), пред- (предопределение) и др. Обычно когда данный раздел темы преподаётся детям в школе, он не вызывает особых трудностей.
  • Морфемы, которые заканчиваются на буквы з-/с-. Это бес- (бестактный), без- (безрезультатный), ис- (исправный), из- (избранный) и т.д. Такие приставки в русском языке нельзя путать с сугубо приставкой с-: сделать. И конечно, важно помнить: префикса з- в отечественной лингвистике нет! И в слове «здоровье» например, буква «з» - часть корня. Можно вспомнить ещё одно правило, которое регулирует эти приставки в русском языке: на конце их пишем «с-», если корень начинается с глухой согласной (расписание), и «з-» если со звонкой: (разграничить). Действует правило и при наличии в слове нескольких префиксов. Если дети его хорошо усвоят, они успешно будут писать слова с такими морфемами.
  • Приставки третьей группы - это довольно «скользкие» пре- и при-. Особенность их употребления заключается в том, что школьникам требуется не только усвоить орфографические правила, но и уметь различать оттенки значения, которые придаёт слову приставка. В русском языке к тому же далеко не у каждой лексемы можно совершенно точно это значение выявить. Так, понятно, что «приклеить» мы пишем с «при-», т.к. налицо значение присоединения. «Прибрежный» - у префикса «при-» значение близости. У глагола «прервать» морфема «пре-» близка по значению к «пере-» (перервать). А как объяснить, почему «приватный» пишем через «и», а «препарат» через «е»? Именно отсутствие логических признаков деления многих слов на группы и затрудняет понимание темы и грамотное письмо.

Классификация по происхождению

В зависимости от происхождения все приставки в русском языке делятся на исконные и заимствованные. Из иноязычных особенно большие группы составляют латинские и греческие. К первым относятся: супер- (супермодель, суперинтересный, суперскоростной), пост-, суб-, ин- и т.д. Ко вторым: пара- (паранормальные), гипер-, мета- и др. Вообще, можно объяснить ученикам: все префиксы, начинающиеся с «а», пришли к нам из греческого языка. Кроме того, с развитием точных и математических наук в лингвистике выделили особую группу приставок СИ. Остальные - исконно отечественные.

Классификация по образованию и написанию

Большинство префиксов русского языка были таковыми изначально. Некоторая часть имеет предложное происхождение, т.е. перешла в приставки из предлогов. Единичными являются случаи, когда роль этой морфемы выполняют союзы. Обычно приставки пишутся с корнями слитно. Однако бывают случаи, когда их разделяет дефис.

Приставки на з- и с- в основном пишутся, как слышатся. Но есть правило: если слово начинается на звонкий согласный, то приставка должна оканчиваться на з-, если глухой согласный - то на -с.

Приставка или префикс - это морфема, служащая для . Приставок в 51 штука, при этом есть как исконно русские, так и иностранного происхождения. К русским приставкам относятся следующие: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-, вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-, а к иноязычным приставкам: анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, про-, пан-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-. Эти приставки являются неизменяемыми, достаточно просто заучить их правильное написание.

Правописание приставок

Сложности в выборе приставки возникают при написании слов, начинающихся на а- и о-. Приставка а- используется чего-либо, например: асимметричный (т.е. несимметричный). Приставка о- используется для обозначения направленности действий, чрезмерности действия и т.д., например: (т.е. не просто смотреть, а выполнять это действие более тщательно и длительно).

При написании приставок про- и пра- также необходимо проанализировать смысл слова. Приставка пра- имеет значение «древний, старый, дальний родственник, изначальный», например: прародитель. Во всех иных случаях необходимо использовать приставку про-, например: проронить, прокусить.

Из всех правил есть исключения. Это в основном слова иностранного происхождения. Их нужно запомнить или сверять их написание в орфографическом словаре.

Особенно сложно школьникам даются изменяемые приставки при- и пре-. Приставка при- имеет довольно широкий ряд значений, включая следующие: «около» (Приазовье); «прибавление, приближение, присоединение» (прикрутить); «неполнота действия» (припудрить); «действие, доведенное до конца» (признать); «чуть-чуть, ненадолго» (прилечь); «сопутствующее действие» (присвистнуть); «действие в чьих-либо интересах» (припрятать). Приставку пре- используют, когда слово имеет значение «очень, весьма, излишне» (престарый) или «через, по-другому» (преодолеть).

Ь или Ъ

Если слово начинается на гласную букву Е, Ё, Ю и Я, то после приставки необходимо Ъ. Твердый знак следует писать, если приставка оканчивается на согласную, например: разъем, подъезд. В сложных словах, если приставка является числительным, также пишется Ъ, например: двухъярусный. Твердый знак также пишется после большинства иноязычных приставок: инъекция, адъютант. Мягкий знак после приставки не пишется.

Русский язык - наука непростая, и изучать его можно бесконечно. Однако не нужно быть профессором, чтобы узнать его основные моменты. Что мы знаем о составе слова? Что у него есть корень, приставка, суффиксы, окончание, некоторые еще про основу вспомнят. Но что мы знаем о приставках? Что они стоят перед корнем? Не все так просто! Если вы хотите знать, какие бывают приставки, тогда вам стоит прочесть статью крайне внимательно.

Начнем с определения. Приставка, или префикс, - это, несомненно, значимая часть слова, располагается она перед корнем и служит для того, чтобы дополнять смысл слова, либо вообще полностью изменять. Русский язык сегодня насчитывает около 70 префиксов. Приставки в русском языке, какие они? В современном русском языке все приставки делятся на три группы:

  • Первая группа. Эти приставки всегда пишутся одинаково: в-, вы-, до-, за-, ко-, на-, над- (надо-), не- (недо-), пред- (предо-), об- (обо-), о-, от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, су-, у-, про-, разо-, с- (со-). Примеры в словах: под-ыграть, обо-йти, про-петь.
  • Вторая группа. К этой группе относятся приставки, которые оканчиваются на з и с. Без- бес-, воз- вос-, рас- раз-, ис- из-, нис- низ- и так далее. Их написание зависит от того, на какую согланую начинается корень слова: если на звонкую, то пишем з-, если на глухую, то с-. Примеры: вос-петь, нис-падать, без-звучный, из-вергать, воз-гласить.
  • Третья группа. Это приставки пре- и при-. Это смысловые приставки, то есть написание в слове зависит от смысла слова, и это часто вызывает проблемы у незнающих правила. При- мы пишем, если слово с этой приставкой имеет значение присоединения (при-шить), неполноты действия (при-сесть), приближения (при-ехать), пространственной смежности (при-усадебный), доведения действия до конца (при-думать). Пре- мы пишем, если имеется значение «очень» (пре-умный), в значении "пере" (пре-рвать в значении "пере-рвать").

Другая классификация

Если вы более подробно изучаете русский язык, какие бывают приставки еще, а вернее их классификации, вам знать просто необходимо. Приставки делят на русские и иноязычные. Русские приставки, в свою очередь, подразделяют на:

  • Исконно русские – это: на-, под-, из-, в- и так далее.
  • Образованные из наречных предлогов: после-полуденный, меж-планетный и так далее.
  • Устаревшие приставки. Сегодня их уже не выделяют, но об их существовании все же не стоит забывать: пра-бабушка, па-водок, па-дчерица и другие.
  • Иностранные приставки заметны сразу: ультра-модный, экстра-ординарный, анти-народный, контр-революция, транс-континентальный и так далее.

Значение и роль приставок

Значение приставок в русском языке сложно переоценить. Для чего нужна приставка:

  • Играет словообразовательную роль: автор и со-автор
  • Образует вид у глаголов (совершенный /несовершенный): шел и при-шел
  • Образует антонимы: за-шел и вы-шел
  • Изменяет значение слова: до-делать, пере-делать, вы-делать.

Таким образом, приставка - это значимая часть слова, пишется она всегда слитно со словом, и забывать об этом не стоит. Написание некоторых приставок может вызвать затруднение, поэтому нужно четко знать правила, согласно которым те или иные приставки должны писаться. Без этого вам никогда не удастся писать без ошибок. Так что не стоит относиться к приставке пренебрежительно.

Следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.

Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-, на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы - все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при- .

Всего в русском языке имеется 70 префиксов.

Группы приставок

  • Греческие
    • ана-
  • Латинские
  • Русские

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Приставки" в других словарях:

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10,… … Википедия

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10, число раз … Википедия

    Бортовые шпангоуты на деревянных судах баржевой конструкции, представляющие собой вертикальные брусья, соединяющиеся помощью замка с днищевыми копанями. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

    Приставки на з-

    Приставки на з- - 1. Приставки без, воз (вз), из, низ, раз, чрез (через) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный –… … Справочник по правописанию и стилистике

    См. Префикс … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - | | Обозначение приставки | | | Приставка | | Множитель | | | международное | русское | | | | … Энциклопедический словарь

    - … Естествознание. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Приставки. Деревня Приставки Страна РоссияРоссия … Википедия

    приставки десятичных единиц измерения - ▲ префикс десятичная система счисления приставки чисел, равных 10 в какой л. степени: 1 дека (10 в 1 степени). | 9 гига 2 гекто, | 12 тера 3 кило, | 15 пета 4 мириа, | 18 экза 6 мега, | 21 зетта | 24 йотта приставки, обозначающие отрицательную… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • , Адаменко Михаил Васильевич. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…
  • Приставки к электрогитаре. Секреты ретро-звучания , М. В. Адаменко. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
  2. Этап осмысления (усвоение новых знаний)
  3. Рефлексивно-оценочный этап

Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.

Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.

Задачи:

  • Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
  • Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
  • Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

А.Н.Тихонов

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы.

II. Повторение

1. Сконструировать слово (Слайд 2)

– Начнем мы наш урок с небольшого конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит». Какие части слова имел в виду автор данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой разбор мы выполняем?

2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)

(Взаимопроверка)

– Назовите глагол, который присутствует среди записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете назвать? Приведите примеры.

3. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном способе как основном способе образования глаголов и потренировать учащихся в определении значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе рассмотренных примеров? (Каждая приставка несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему, определите цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

– Откройте учебники на стр.21, внимательно прочитайте текст и запишите группы приставок в зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с? Объясните написание приставки в слове бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите примеры на каждую группу.

Проверка.

IV. Закрепление

1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)

2) Определите тему текста.

(В тексте идет речь не только о конкретной ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится о людях, которым интересна природа и все живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу, многое знает о ней и может объяснить, например, поведение птиц.)

3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)

4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)

5) Выполните задание №2 к упр.618.

6) Проверка.

– Какая группа приставок нам не встретилась в словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного разбора, назовите то, которое соответствует отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в данном слове?

V. Домашнее задание (Слайд 7)

1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)

VI. Рефлексия (Слайд 8)

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?

VII. Итог урока (Слайд 9)

Собери слово:

Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)

Выставление оценок за урок.

 

 

Это интересно: