→ Стандартные математические функции паскаль. Pascal. Стандартные функции и выражения. Write("Площадь круга = ",S,"кв.см")

Стандартные математические функции паскаль. Pascal. Стандартные функции и выражения. Write("Площадь круга = ",S,"кв.см")


Окончание табл. 2

TRUNC(X) ROUND(X) Выделение целой час­ти числа Округление Х до бли­жайшего целого вещественный целый
PRED(X) SUCC(X) Нахождение предшествующего значения (в его типе) Нахождение последующего элемента (значе­ния, следующего за Х в его порядковом типе) целый, логический или символьный
ORD(X) Определение порядко­вого номера символа Х в наборе символов или его перечислимом типе символьный целый
CHR(X) Определение значения символа по его порядковому номеру целый символьный
ODD(X) Логическая функция проверки нечетности целый логический
Frac(X) Int(X) Дробная часть числа Целая часть числа вещественный вещественный

Целые типы в Pascal ABC

В Pascal ABC имеется три стандартных типа целых чисел: Byte, Integer и Word. Диапазон их возможных значений зависит от внутреннего представления числа, которое может занимать один, два или четыре байта. В таблице 3 приведены характеристики этих целых типов.

Таблица 3

Классификация целых типов

Компилятор языка Pascal ABC определяет максимальное значение MAXINT для данных типа INTEGER. При этом справедливо будет соотношение:

MAXINT <= K <= MAXINT

Описание переменных целых типов производится в разделе описаний VAR:

Var <имя переменной> : <целый тип>;

где <целый тип > может быть определен как Byte, Integer или Word.

Например:

VAR K: INTEGER;

I, J: BYTE;

Для целых типов определены следующие операции: сложение, вычита­ние (имеют более низкий приоритет), умножение и деление - DIV, MOD. К целым типам применимы функции из таблицы 4. Функции TRUNC(X) и ROUND(X) с вещественным аргументом также дают целый результат (см. табл. 2). Стандартные математические функции в случае задания целого аргумента всегда возвращают вещественные значения (см. табл. 2).

При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться правилом «вложенности» типов, т.е. везде, где в качестве аргумента используется тип WORD, можно применять тип BYTE. Для арифмети­ческих операций, если операнды относятся к разным целым типам, тип результата имеет максимальную мощность диапазона, т.е. для типов операндов Byte и Word в выражении тип результата будет Word.

Таблица 4

Встроенные процедуры и функции для целых типов

Вещественные типы

В отличие от целых типов значения вещественных типов опреде­ляют число с десятичной точкой лишь с некоторой точностью, зависящей от внутреннего представления числа. Вещественное число в памяти ПК хранится в формате, состоящем из знака, мантиссы и порядка числа. Десятичная точка подразумевается стоящей перед левым (старшим) разрядом мантиссы (такая мантисса называется нормализованной). При выполнении операций десятичная точка сдвигается путем выполнения умножения мантиссы наE (символ экспоненты) с порядком.

Например, запись числа в виде: <знак> <мантисса> Е <порядок> соответствует представлению числа <знак> <мантисса>*10 < порядок > .

В Pascal ABC используются только два вещественных типа – REAL и COMPLEX , характеристики которых приведены в таблице 5.

Таблица 5

Вещественные типы

Объявление переменных вещественных типов производится в разделе описаний переменных VAR аналогично переменным целых типов в виде:

Var <переменная> : <вещественный тип>;

где <вещественный тип > может быть задан только Real или Complex .

Для работы с вещественными типами определены стандартные функ­ции: sin, cos, arctаn, ln, exp, sqr, abs, sqrt (табл. 2), а также функции вещественного типа (табл. 6).

Таблица 6

Встроенные функции вещественного типа

При этом операции +, -, *, / в арифметическом выражении дают вещественный результат, если хотя бы один из операндов вещественный.




Например: 11 div 5 = 2 10 div 3 = 3 2 div 3 = div 4 = div -5 = div 5 = div -5 = 3 10 mod 5 = 0 11 mod 5 = 1 10 mod 3 = 1 14 mod 5 = 4 17 mod - 5 = mod 5 = mod -5 = -2


0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" class="link_thumb"> 6 Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целому b. А именно, а кратно b тогда и только тогда, когда а mod b = 0 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом"> 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целому b. А именно, а кратно b тогда и только тогда, когда а mod b = 0"> 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом"> title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом">


Определить кол-во оставшихся слив, если их делили на 5 человек write (Кол-во слив = "); readln (a); b:= a mod 5; writeln(Осталось,b, слив);


Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно = Меньше или равно Больше или равно"> = Меньше или равно Больше или равно"> = Меньше или равно Больше или равно" title="Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно"> title="Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно">






Вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника (длина катетов - a и b) write ("a="); readln (a); write ("b="); readln (b); c:= sqrt (sqr(a) + sqr(b)); writeln ("c=", с:5:2);


Вычислить модуль разности чисел a и b write ("a="); readln (a); write ("b="); readln (b); c:= abs (a - b); writeln ("модуль=", с);






Экспонента и логарифм Exp (x) ln x (натуральный логарифм) Ln (x) e x (экспонента числа, e) Exp (b*Ln (a)) ab ab










Примеры использования DIV и MOD: Операции DIV и MOD часто используются для анализа чисел, например, для получения цифр, из которых состоит число. Задача: Ввести с клавиатуры какое-нибудь трехзначное число. Определить сумму его цифр и вывести эти цифры в обратном порядке.


Пусть переменная а содержит значение заданного числа. Цифры числа а обозначим так: i - количество сотен; j – количество десятков; k - количество единиц; s – сумма этих цифр. Program MyNamber; Uses Crt; Var a, i, j, k, s: integer; Begin clrscr; Writeln (Задайте 3-х значное число); Readln (a); i:=a div 100; {количество сотен} j:=a div 10 mod 10; {десятков} k:=a mod 10; {количество единиц} s:=i+j+k; Writeln (Сумма цифр числа,a,=,s); Writeln (k, j, i); Readln; End.


Стандартные функции Функция ПаскаляМатематическая запись Название Abs(x)|Х||Х| Абсолютная величина числа Х (модуль) Sqr(x)Х2Х2 Возведение числа в квадрат Exp(x)exex Экспонента Sqrt (x) x Вычисление квадратного корня Exp(b*ln(a)) abab Возведение числа в степень Round (x) Округляет до ближайшего целого числа Trunc (x) Отсекает дробную часть Sin(x)sinx Вычисление синуса Cos(x)сosx Вычисление косинуса



Ответы 1.1,68 4.2,06 5.1,10 6.2,16 7.3,05 8.0,10


2.Дано трёхзначное число. В нём зачеркнули первую слева цифру и приписали её справа. Вывести полученное число.(Например,) 3.Дано трёхзначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр десятков и единиц исходного числа. (Например,)

Стандартными функциями языка программирования Pascal приведены в табл. 1

Таблица 1:

Имя функции Выполняемая операция
ABS(X) Вычисляет модуль аргумента х, тип х – вещественный или целый, тип результата совпадает с типом аргумента
SQR(X) Вычисляет квадрат аргумента (х 2), тип х – вещественный или целый, результат совпадает с типом аргумента
SQRT(X) Вычисляет корень квадратный из аргумента х (х>0); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
SIN(X) Вычисляет синус аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
COS(X) Вычисляет косинус аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
ARCTG(X) Вычисляет арктангенс аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
EXP(X) Возведение числа е=2,71828 в степень х (е х), тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный

Эти функции содержатся в памяти среды программирования Pascal и являются подпрограммами вычисления наиболее используемых функций итерационными методами.

Примеры составления линейной программы

Пример 1 Найти среднее арифметическое трёх чисел - двух целых (X и Y) и одного вещественного (Z) и квадрат среднего арифметического.

Программа :

Program Midding;

X, Y: Integer;

Z, Midd, SqrMidd: Real;

WriteLn("Введите два целых числа X и Y:");

ReadLn(X,Y);

WriteLn("Введите вещественное число Z:");

ReadLn(Z);

Midd:=(X+Y+Z)/3;

SqrMidd:=SQR(Midd)

Writeln("Среднее арифметическое = ",Midd);

Write("Квадрат среднего арифметического = ",SqrMidd);

Описание программы

В заголовке указано имя программы - Midding (среднее), затем словом var открывается раздел описания переменных: X и Y – целые, Z – вещественная. Слово begin открывает основной блок программы, в котором:

▪ оператор WriteLn выводит на экран текст "Введите два целых числа X и Y:";

▪ оператор ReadLn(X,Y)считывает значения чисел, введённых с клавиатуры и присваивает их соответственно целым переменным X и Y;

оператор ReadLn(Z)считывает значение числа, введённого с клавиатуры и присваивает его вещественной переменной Z;

▪ затем оператор присваивания вычисляет среднее значение X,Y,Z и присваивает его переменной Midd, затем аналогично вычисляется квадрат этой величины и присваивается переменной SqrMidd;

▪ оператор Writeln выводит текст "Среднее арифметическое = ",

рассчитанное значение Midd и переводит курсор на новую строку;

▪ оператор Write выводит текст "Квадрат среднего арифметического = " и рассчитанное значение SqrMidd;

▪ оператор end. закрывает основной блок и завершает выполнение программы.

Пример 2 Вычислить площадь круга S и длину окружности L по заданному радиусу R.

Программа

Program KRUG;

const P=3.14159

R,S,L:Real;

Read(R);{ввод значения радиуса}

L:=2*P*R;

S:=P*SQR(R);

Writeln(Длина окружности = ",L,"см");

Write("Площадь круга = ",S,"кв.см");

Контрольные вопросы

1 Из каких разделов состоит любая программа на языке Pascal?

2 Формат и назначение оператора присваивания.

3 Формат и назначение операторов ввода данных.

4 Формат и назначение операторов вывода данных.

Задание

Найти площадь поверхности куба по формуле T=6a 2
Определить расстояние, пройденное физическим телом за время t, если тело движется с постоянной скоростью v.
Вычислить:
В году примерно 3.156х10 7 сек. Написать программу, которая запрашивает возраст в годах и переводит его в секунды.
Вычислить:
Найти объем цилиндра по формуле: V=pR 2 H
Найти расстояние от точки с координатами (x,y) до начала координат.
Масса m одной молекулы воды примерно равна 3.0х10 -23 гр. Кварта воды равна примерно 950 гр. Написать программу, которая запрашивает количество воды в квартах и выводит число молекул в этом количестве воды.
Найти объем куба по формуле V=a 3 . (с использованием и без использования стандартных функций).
Вычислить:
Написать программу, которая запрашивает количество дней и переводит в недели и дни. Например, 18 дней = 2 недели и 4 дня.
Найти диагональ и площадь квадрата
Вычислить:
Найти площадь боковой поверхности шара: T=4pR 2
Вычислить:
Вычислить:

31.01.2019 Learnpascal

Так как в воскресенье на сайте открывается новая рубрика — решение задач, мы с вами должны по-быстрому изучить основную часть математических операций, функций и процедур.

Давайте разберемся, что такое функция и процедура. Это подпрограмма — часть программы, выполняющая определенный алгоритм и допускающая обращение к ней из различных частей общей программы. В чем же разница между процедурой и функцией?

Процедуры — мини-программы.

Процедуры используются в случаях, когда в подпрограмме необходимо получить несколько результатов. Из картинки, расположенной ниже вы видите, как работает процедура. Входных данных может не быть вовсе, а может быть сто.

Например, программист хочет в своем суперкоде между блоками выходящих значений прописывать 20 амперсандов. Чтобы облегчить себе задачу, он напишет простую подпрограмму.

Program superpuper; var очень много буковок; procedure ampersand; begin write("&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&"); end; begin суперсложный код; ampersand; суперсложный код; ampersand; суперсложный код; ampersand; суперсложный код; ampersand; end.

Функции в Паскале — мега переменные.

Функции отличается от процедуры тем, что после выполнения функции на ее месте в коде ставится одно число, буква, строка и т.д. Набор встроенных функций в языке Паскаль достаточно широк. Например, для того, чтобы подсчитать квадрат числа можно воспользоваться стандартной функцией sqr(x). Как вы, наверное, уже поняли sqr(x) требует лишь один фактический параметр — число.

Пример: a:=sqr(4).

Обратите внимание! Функции необходимо присваивать! Просто написав их в тексте программы, как процедуры, вы ничего не добьетесь!

Структура функции представлена на картинке ниже.

Если в программу необходимо включить новую уникальную функцию, ее надо описать также, как процедуру. Более подробно о том, как делать собственные процедуры и функции, мы поговорим через 10 уроков. Ниже вы видите таблицу основных стандартных функций и процедур в Паскаль.

Математические функции

Имя Тип аргумента Результат вычисления Пример
Abs(x) Целый или Вещ. Модуль х Abs(-6) = 6
Sqrt(x) Вещественный Корень из х Sqrt(25)=5
Sqr(x) Целый и Вещ. Квадрат х Sqr(5)=25
Power(x, a) Вещественный Значение х а Power(5,3)=125
Frac(x) Вещественный Дробная часть х Frac(5.67)=0.67
Sin(x) Вещественный Синус х Sin(45)=0.8509
Cos(x) Вещественный Косинус х Cos(45)=0.5253
Arctan(x) Вещественный Арктангенс х Arctan(5)=1.3734
Int(x) Вещественный Целая часть х Int(5.67)=5.0
Random(x) Целый Случайное число (0..х-1) Random(5)=4
Succ(x) Порядковый Следующий Succ(10)=11
Pred(x) Порядковый Предыдущий Pred(‘Z’)=’Y’

Математические процедуры

Inc(x, a) Целый X:=X+A Inc(5)=6
Dec(x, a) Целый X:=X-A Dec(25,20)=5

Преобразование типов

Trunc(x) Вещественный Целая часть х Trunc(5.67)=5
Round(x) Вещественный Округление х до целого Round(5.67)=6
Важно! Если х = 5.5, то результат – 6, а если х = 6.5, то результат тоже 6!?

Операции div и mod.

Иногда нам требуется найти частное либо же остаток от деления. В такие моменты на помощь нам приходят такие операции, как div и mod. Заметим, что эти операции выполняются только над целыми числами.

Div

Для того, чтобы найти частное от деления, мы используем операцию div.

  • 25 div 20 = 1;
  • 20 div 25 = 0;
  • 39 div 5 = 7;
  • 158 div 3 = 52.

Mod

Для того, чтобы найти остаток от деления, мы используем операцию mod.

  • 25 mod 20 = 5;
  • 20 mod 25 = 0;
  • 39 mod 5 = 4;
  • 158 mod 3 = 2.

Чтобы окончательно понять, с чем мы имеем дело, решим следующую задачу:

Задача 1. Найти сумму цифр двухзначного числа.

Так как эта задача очень простая, мы с вами обойдемся блок-схемой и программой.

Блок-схема program Sumoftwo; var Number, Num1, Num2, Sum: integer; begin write("Введите двухзначное число: "); read(Number); { Возьмем число 25 } Num1:= Number div 10; { 25 div 10 = 2 } Num2:= Number mod 10; { 25 mod 10 = 5 } Sum:= Num1 + Num2; { 2 + 5 = 7 } write("Сумма двух чисел -- ", Sum); end.

Задача 2. Найти сумму цифр трехзначного числа.

Чуть усложненная версия предыдущей задачи. Самая большая сложность — вторая цифра.


Приоритет div и mod больше, чем приоритете + и -. Поэтому в данной программе можно обойтись без скобок. program Sumoftree; var Number, Sum: integer; begin write("Введите трехзначное число: "); read(Number); { Возьмем число 255 } Sum:= Number div 100 + Number mod 10 + Number div 10 mod 10; { 255 div 100 + 255 mod 10 + 255 div 10 mod 10 = 12 } write("Сумма трёх чисел -- ", Sum); end.

Вот и всё. На следующем уроке мы с вами начнём изучать особенности PascalABC.Net.

Арифметические функции

Арифметические функции можно использовать только с величинами целого и вещественного типа.

Функция

Назначение

Тип результата

abs (x)

абсолютное значение аргумента

совпадает с типом аргумента

sqr (x)

квадрат аргумента

совпадает с типом аргумента

sqrt (x)

квадратный корень аргумента

вещественный

cos (x)

косинус аргумента

вещественный

sin (x)

синус аргумента

вещественный

arctan (x)

арктангенс аргумента

вещественный

exp (x)

вещественный

натуральный логарифм

вещественный

int (x)

целая часть числа

вещественный

frac (x)

дробная часть числа

вещественный

Функции преобразования типов

Эти функции предназначены для преобразования типов величин, например, символа в целое число, вещественного числа в целое и т.д.

Функции для величин порядкового типа

8 Оператор присваивания

Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменой. Значение и идентификатор переменой разделены парой знаков := . Типы объектов с обеих сторон знака := должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменой - REAL, а тип выражения - INTEGER. Общий вид оператора: < переменная >:= < выражение >

Операторы ввода/вывода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN. Формат: Read (список переменных);

Readln (список переменных);

Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы. Например:

Readln (x, y, z); Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN. Формат:

Write (список выражений); Writeln (список выражений);

Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в апострофы.

9. Условный оператор if . Общий вид if <условие> then<действие 1>; else <действие 2>;

Оператор if может быть использован и без второй части

Если необходимо выполнить несколько условий, то тогда используем такие виды записи (условие 1) and (условие 2)- в этом случае должно выполнятся и 1 и 2

(условие 1) or (условие 2) – в этом случае выполняется выбор.Скобки обязательны!

 

 

Это интересно: