→ Презентация по информатике "Основы работы в среде Delphi". Презентация на тему "Основы работы в среде Delphi" Окно конструктора формы

Презентация по информатике "Основы работы в среде Delphi". Презентация на тему "Основы работы в среде Delphi" Окно конструктора формы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Занятие 4 Операции ввода/вывода Новиков Алексей Константинович Преподаватель СПК МГППУ Программирование на Delphi

2 слайд

Описание слайда:

Особенность файлов: Каждому файлу при создании указывается имя, по которому обрабатывающая его программа может отличить один файл от другого. Одна программа может работать одновременно с несколькими файлами. Файл содержит элементы только одного типа или тип его компонентов не оговаривается Длина файла – это число его элементов. При создании файла длина файла не задается заранее и ограничивается только емкостью устройств внешней памяти.

3 слайд

Описание слайда:

Виды файлов в Pascal В Pascal имеются три вида файлов: текстовый файл (определяется типом text); типизированный файл (задается предложением file of Тип); не типизированный файл (определяется типом file).

4 слайд

Описание слайда:

Описание файловой переменной type ИмяТипа1=text; ИмяТипа2=file of Тип; ИмяТипа3= file; Var ИмяПеременной1: ИмяТипа1; ИмяПеременной2: ИмяТипа2; ИмяПеременной3: ИмяТипа3;

5 слайд

Описание слайда:

или Var ИмяПеременной1= text; ИмяПеременной2=file of; ИмяПеременной3=file; Например: type fak= text; файловый тип var a, b, x: fak, файловые переменные или var a, x: text; с: file;

6 слайд

Описание слайда:

Виды файлов Файлом последовательного доступа называется файл, к элементам которого доступ выполняется в той же последовательности, в какой они записались. Для таких файлов запрещено одновременно читать и записывать данные в файл. Файл прямого доступа – это файл, доступ, к элементам которого осуществляется по адресу (номеру). При поиске нужного элемента достаточно указать номер его позиции, что существенно ускоряет поиск. Для файлов прямого доступа разрешается одновременная запись и считывание данных.

7 слайд

Описание слайда:

Операции при работе с файлами При работе с файлами программа должна провести следующие операции: открыть файл; чтение файла; закрыть файл.

8 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции, применимые для файлов любых типов AssignFile; Reset; Rewrite; Close; Rename; Erase; Ioresult; Eof.

9 слайд

Описание слайда:

Процедура AssignFile Для того, чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла необходимо указать конкретный файл, то есть связать файловую переменную с конкретным файлом. Описание процедуры AssignFile выглядит следующим образом: AssignFile (ФайловаяПеременная, ИмяФайла); Имя файла должно представлять собой выражение строкового типа.

10 слайд

Описание слайда:

Примеры: AssignFile (f, ‘a:\result.txt’); AssignFile (f, ‘c:\students\ivanov\korni.txt’); fname: =(‘otchet.txt’); AssignFile (f, fname);

11 слайд

Описание слайда:

Процедура reset Процедура reset открывает файл для ввода (чтения) и ставит указатель на начало первого элемента файла. Если при чтении файла возникает необходимость вернуть указатель в его начало, достаточно будет просто применить процедуру reset к этому файлу еще раз. Reset (ФайловаяПеременная); Например: AssignFile (f, ‘c:\data.txt’); Reset (f); Файловая переменная должна быть связана с конкретным файлом. При отсутствии внешнего файла с указанием имени возникает сообщение об ошибке.

12 слайд

Описание слайда:

Процедура rewrite Процедура rewrite (ФайловаяПеременная) создаёт и открывает новый файл для следующей записи данных. После её успешного выполнения файл готов к записи в него первого элемента. Обратите внимание! Если внешний файл с указанным именем уже существует, то он удаляется и на его месте создаётся новый пустой файл с тем же именем. Для предотвращения потери информации на практике необходимо создавать резервные копии файлов (обычно им назначают расширение bak).

13 слайд

Описание слайда:

Процедура Close Процедура Close (ФайловаяПеременная); Позволяет закрыть файл, после того как в программе будет завершена его обработка. В противном случае может произойти потеря данных. При закрытии внешний файл обновляется, его автоматически завершает символ конца файла.

14 слайд

Описание слайда:

Процедура rename Процедура rename (ФайловаяПеременная, ИмяФайла) используются для того, чтобы переименовать неоткрытый внешний файл любого типа. Новое имя задаётся строкой ИмяФайла.

15 слайд

Описание слайда:

Процедура erase Процедура erase (ФайловаяПеременная) удаляет неоткрытый внешний файл любого типа, задаваемый параметром Файловая Переменная. Обратите внимание! Процедуры rename и erase нельзя использовать для открытых файлов.

16 слайд

Описание слайда:

Функция ioresult Функция ioresult проверяет существование файла на диске. Как правило это делается автоматически, но иногда возникает необходимость использовать эту функцию.

17 слайд

Описание слайда:

Функция eof Логическая функция eof (ФайловаяПеременная) выполняет проверку, не достигнут ли конец файла (End Of File) при чтении из него данных. Функция возвращает true, если конец файла обнаружен, и указатель текущей позиции находится в конце файла за его последним символом. Это значит, что последний элемент в файле уже прочитан, или файл после открытия оказался пуст. В противном случае функция выполняет false.

18 слайд

Описание слайда:

Текстовый файл Текстовый файл – это последовательность символов char, сгруппированных в строки, заканчивающиеся специальным символом end. В конце любого файла, в том числе и текстового, ставится символ #26 (SUB) – конец файла eof. Объявление текстовых файлов в программе выглядит так: Type ИмяТипа = text; var ФайловаяПеременная: Имя Типа; или var ФайловаяПеременная: Text File; Файловая Переменная – имя файловой переменной.

19 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции для текстовых файлов. Процедура Append (ФайловаяПеременная) открывает существующий файл для дозаписи - примененима только для текстовых файлов. Указатель становится в конце файла, куда и будут дописываться новые компоненты. Файловая Переменная должна быть связана с внешним файлом с помощью процедуры assign. Если файл ранее уже был открыт с помощью reset или rewrite, использование append приведёт к закрытию этого файла и открытию его вновь для добавления.

20 слайд

Описание слайда:

Процедур write, writeln Вывод в текстовый файл осуществляется при помощи процедур write, writeln. Инструкция процедуры записи выглядит так: write (ФайловаяПеременная, y1, y2, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная, y1, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная); где у1, у2, …, уN – список вывода, то есть имена переменных, значения которых нужно вывести в файл, начиная с позиции текущего указателя. Список вывода содержит выводимые выражения разных типов (integer, real, char, string, boolean). Файл должен быть открыт для вывода.

21 слайд

Описание слайда:

Процедуры read, readln Чтение из файла выполняется при помощи read и readln. Процедура чтения read (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная); x1, x2, …, xN – список ввода, содержащий имена переменных разных типов (integer, real, char, string), значения которых процедура read считывает из текстового файла, начиная чтение с элемента, на который установлен текущий указатель. ФайловаяПеременная имеет тип text.

22 слайд

Описание слайда:

Пример Например, если текстовый файл а:\ data.txt содержит следующие строки: 23 15 45 28 56 71 то в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения read (f, a); read (f, b, c.); read (f, d); значения переменных будут следующими a=23, b=15, c=45, d=28,

23 слайд

Описание слайда:

а в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения readln (f, a); readln (f, b. c); readln (f, d) значения переменных будут а=23; b=45; c=28; d=56.

24 слайд

Описание слайда:

Функция eoln Для контроля конца строки используется функция eoln (Файловая Переменная), принимающая true, если указатель текущей позиции находится на маркере конца строки (CR/LF), иначе - false. Если eof – true, то и eoln – true.

25 слайд

Описание слайда:

Варианты выбора буферной переменной: Массив или связанный список строк, в который будет считан сразу весь файл; Одна переменная строкового типа, в которую будут считываться по очереди строки файла; Одна переменная символьного типа, в которую по очереди будут считываться символы.

26 слайд

Описание слайда:

Типизированные файлы Типизированный файл состоит из последовательности элементов одного типа и длины. Их число и, следовательно, размер файла не ограничивается при его задании. Каждый элемент файла имеет номер. Первый элемент считается нулевым. В каждый момент времени программе доступен только один – текущий элемент, на который установлен указатель файла. Так как все элементы файла имеют одинаковую длину, позиция каждого элемента легко вычисляется. Поэтому указатель может быть перемещен на любой элемент файла, обеспечивая к нему прямой доступ.

27 слайд

Описание слайда:

Объявление типизированных файлов Type ИмяТипа = file of Тип Var ФайловаяПеременная: ИмяТипа; Или Var ФайловаяПеременная =file of Тип;

28 слайд

Описание слайда:

При обработке таких файлов могут использоваться некоторые дополнительные процедуры и функции, ряд известных нам общих имеют свои особенности. Открытия типизированного файла можно произвести стандартными способами: reset и rewrite. Следует знать: типизированные и нетипизированные файлы всегда допускают одновременно как чтение, так и запись, независимо от того, были ли они открыты с помощью reset или rewrite; для чтения и записи типизированного файла применяются только процедуры reset или write. Использование readln и writeln – запрещено.


Окно редактора кода (Unit1.pas) создает исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Каждый редактируемый файл находится на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке. Окно конструктора формы (Form1) в нем выполняется проектирование формы. Для чего на форму из Палитры компонентов помещаются необходимые элементы. Окно инспектора объектов отображает свойства и события объектов для текущей формы Form1. Его можно отобразить с помощью команды View / Object Inspector или нажатия клавиши. Окно инспектора объектов имеет 2 вкладки Properties (Свойства) и Events (События). Окно конструктора формы Окно редактора кода Окно инспектора объектов


Dpr Основный файл проекта!!.Dfm Ф айл формы!!.Pas Файл модуля Паскаля!!.Res Файлы ресурсов!(создается при первом сохранении).Opt Файл параметров проекта.~* Резервные копии файлов.Dcr Delphi Component Resource !.Dcu Скомпилированный файл модуля.Dsm Промежуточный код.Dll Файлы динамических библиотек.Dsk Конфигурация рабочей области.Exe Исполняемые файлы Расширения файлов Обязательные файлы для работы приложения


Пример простого приложения Создание нового приложения начинается с того, что Delphi автоматически предлагает пустое окно - форму Form1. Интерфейс приложения составляют компоненты, которые можно выбирать из Палитры компонентов, размещать их на форме и изменять их свойства. Выбор компонента в Палитре выполняется щелчком мыши на нужном компоненте, например, кнопке Button и после этого щелкнуть на форме. На ней появится выбранный компонент. После размещения компонента на форме Delphi автоматически вносит изменения в файл модуля, т.е. добавляется строчка: Внешний вид компонента определяют его свойства, которые доступны в окне Инспектора объектов, когда компонент на форме выделен.


В окне Инспектора объектов приводятся названия всех свойств и их значения. Свойства представляют собой атрибуты, определяющие способ отображения и функционирования компонентов при выполнении приложения. Изменять значения свойств можно непосредственно в Инспекторе, при этом сразу же изменяется соответствующий компонент. Дадим нашей кнопке другой заголовок: напишем в строке Caption - About Form Некоторые свойства Button: Cursor:TCursor - изображение мыши при наведении на кнопку (например: crHandPoint) Default:Boolean-нажатие кнопки выполняется по клавише Enter, если значение Default=True Font:TFont - шрифт Height:Integer - высота кнопки в пикселях Width:Integer - ширина кнопки в пикселях Left:Integer - горизонтальная координата левого верхнего угла. Top:Integer - вертикальная координата левого верхнего угла.


Чтобы кнопка могла реагировать на какое либо событие, необходимо указать процедуру обработки события, которая будет вызываться при возникновении данного события. Для этого нужно сделать двойной щелчок в области события OnClick (или двойной щелчок по кнопке About Form), в результате Delphi автоматически создает в модуле формы заготовку процедуры- обработчика. var About: TAbout; begin About:=TAbout.Create(self); About.Show; end; Теперь при нажатии на кнопку About Form будет появляться еще одна форма по имени About, которую мы опишем в модуле Unit2. Напишем в процедуру


Опишем вторую форму в Unit2.pas. В главном меню выберем пункт File / New / Form Зададим этой форме Caption и Name - About Поместим на форму кнопку Button с заголовком Close и компоненту Label, который представляет собой простой текст, который не редактируется при выполнении программы. Текст вводится в поле Caption. Некоторые свойства Label AutoSize:Boolean - автоматическая коррекция размера Label, в зависимости от текста надписи Aligment:TАligment- способ выравнивания текста внутри компонента, может принимать следующие значения: - taLeftJustify - выравнивание по левому краю - taCenter -центрирование текста - taRightJustify - выравнивание по правому краю WordWrap:Boolean -автоматический перенос слов на другую строку Transparent:Boolean - прозрачная надпись или закрашенная. Цвет закрашивания устанавливается свойством Color. Label


При нажатии на кнопку Close сделаем так, чтобы форма About закрывалась. procedure TAbout.Button1Click(Sender: TObject); begin Close; end; Наш модуль Unit2 имеет вид При нажатии кнопки About Form первой формы на экране отображается вторая форма, которая до этого была невидима. Т.к. из модуля Unit1 осуществляется операция со второй формой, то в разделе implementation модуля Unit1 поместим код uses Unit2. Или File / Use Unit…


Для того, чтобы сохранить проект, в главном меню выберем пункт File / Save Project As… Сохранение проекта Дадим нашему проекту имя Project1 Запуск процесса компиляции выполняется по команде: Project / Compile Компиляция проекта для получения приложения может быть выполнена на любой стадии разработки проекта. Это удобно для проверки вида и правильности функционирования отдельных компонентов формы, а также для проверки создаваемого кода. После компиляции проекта создается исполняемый файл приложения с именем файла проекта. Компиляция


Запуск проекта Запустить проект на выполнение можно из среды Delphi и из среды Windows. Из среды Delphi осуществляется командой Run / Run или нажатием клавиши Замечание Нельзя запустить вторую копию приложения при уже запущенном приложении. Продолжить разработку проекта можно только после завершения работы приложения. При зацикливании (зависании) приложения завершение его работы необходимо выполнять средствами Delphi с помощью команды Run / Program Reset или нажатия клавиш +



программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно – ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен ряд учебных пособий и справочников по Delphi Цикл содержит 13 презентаций: ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства и методы ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку ООП на Delphi – 8: Меню программы, панель статуса, диалоги ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi.

Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным. Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне достаточно для освоения основ ООП на Delphi

Лекция 2

(Unit 1. pas ) создает исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Каждый редактируемый файл находится на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке.

Окно конструктора формы

Окно конструктора формы (Form 1) в нем выполняется проектирование формы. Для чего на форму из Палитры компонентов помещаются необходимые элементы.

Окно инспектора объектов

Окно инспектора объектов отображает свойства и события объектов для текущей формы Form 1. Его можно отобразить с помощью команды View / Object Inspector или нажатия клавиши < F 11>. Окно инспектора объектов имеет 2 вкладки Properties (Свойства) и Events (События).

.Dpr Основный файл проекта!!

.Dfm Ф айл формы!!

.Pas Файл модуля Паскаля!!

.Res Файлы ресурсов !(создается

при первом сохранении)

.Opt Файл параметров проекта

.~* Резервные копии файлов

.Dcr Delphi Component Resource !

.Dcu Скомпилированный файл модуля

.Dsm Промежуточный код

.Dll Файлы динамических библиотек

.Dsk Конфигурация рабочей области

.Exe Исполняемые файлы

Создание нового приложения начинается с того, что

автоматически предлагает пустое окно - форму Form 1.

Интерфейс приложения составляют компоненты, которые можно выбирать из Палитры компонентов , размещать их на форме и изменять их свойства.

Выбор компонента в Палитре выполняется щелчком мыши на нужном компоненте, например, кнопке Button и после этого щелкнуть на форме. На ней появится выбранный компонент.

После размещения компонента на форме автоматически вносит изменения в файл модуля, т.е. добавляется строчка

<Название компонента>:<Тип компонента>

Внешний вид компонента определяют

его свойства, которые доступны в окне

 

 

Это интересно: