→ Обсуждаем доктрина информационная безопасность рф. Об утверждении доктрины информационной безопасности российской федерации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Обсуждаем доктрина информационная безопасность рф. Об утверждении доктрины информационной безопасности российской федерации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Президент Владимир Путин утвердил доктрину информационной безопасности. Ее основные положения - в обзоре РБК

Документ состоит из 38 статей, разбитых на пять глав. Текст начинается с указания национальных интересов в сфере национальной безопасности. Далее идет перечисление основных информационных угроз в современном мире. На основании этих угроз формируются стратегические цели национальной политики, касающиеся экономики, военной сферы, дипломатии, науки и образования.

Национальные интересы

  • Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации.
  • Обеспечение в России устойчивого и бесперебойного функционирования критической информационной инфраструктуры.
  • Развитие в России отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
  • Продвижение достоверной информации о госполитике России и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.
  • Содействие формированию системы международной информационной безопасности.

Основные информационные угрозы

  • Ряд западных стран наращивает возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
  • Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в России.
  • Спецслужбы отдельных государств пытаются дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в различных регионах мира. Цель — подрыв суверенитета и нарушение территориальной целостности государств. Методы — использование информационных технологий, а также религиозных, этнических и правозащитных организаций.
  • В зарубежных СМИ растет объем материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики России.
  • Российским журналистам за рубежом создаются препятствия, российские СМИ подвергаются «откровенной дискриминации».
  • Террористические и экстремистские группировки нагнетают межнациональную и социальную напряженность, занимаются пропагандой, привлекают новых сторонников.
  • Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере.
  • Растет число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека, неприкосновенности частной жизни, защиты персональных данных. Эти преступления становятся все изощреннее.
  • Иностранные государства усиливают разведывательную деятельность в России. Растет количество компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, их масштабы и сложность растут.
  • Высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника, средства связи).
  • Низкий уровень эффективности российских научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий. Отечественные разработки плохо внедряются, кадровый потенциал в этой области низкий.
  • Отдельные государства используют технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Управление интернетом на принципах справедливости и доверия между разными странами невозможно.

Стратегические цели

Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

В военной политике:

  • Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий.
  • Совершенствование системы обеспечения информационной безопасности армии.
  • Прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз.
  • Содействие обеспечению защиты интересов союзников России в информационной сфере.
  • Нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

В области государственной и общественной безопасности:

  • Противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремизма, ксенофобии и национализма.
  • Повышение защищенности критической информационной инфраструктуры.
  • Повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления.
  • Обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
  • Повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики.
  • Нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В экономике:

  • Инновационное развитие отрасли информационных технологий.
  • Ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий.
  • Развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов.

В науке и образовании:

  • Достижение конкурентоспособности российских информационных технологий.
  • Развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности.
  • Формирование у граждан культуры личной информационной безопасности.

В международных отношениях:

  • Осуществление самостоятельной и независимой информационной политики.
  • Участие в формировании системы международной информационной безопасности.
  • Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере, продвижение российской позиции в соответствующих международных организациях.

Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности

  • Совет Федерации
  • Государственная дума
  • Правительство
  • Совет Безопасности
  • Федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы и агентства)
  • Центральный банк
  • Военно-промышленная комиссия
  • Межведомственные органы, создаваемые президентом и правительством
  • Органы исполнительной власти субъектов
  • Органы местного самоуправления
  • Органы судебной власти.

Участники системы обеспечения информационной безопасности

  • Собственники и эксплуатанты объектов критической информационной инфраструктуры
  • Банки
  • Операторы связи и информационных систем
  • Разработчики информационных систем и сетей связи.

Анализ положений Доктрины информационной безопасности РФ

Alexander Antipov

Анализ положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, введенной Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646.


5 декабря 2016 года вступил в силу указ Президента Российской Федерации, утверждающий новую Доктрину информационной безопасности, заменившую документ, действовавший в России с 2000 года. Это существенный шаг, направленный на регулирование вопросов информационной безопасности в нашей стране. Доктрина отражает национальные интересы, официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Предлагаем рассмотреть наиболее значимые положения нового документа и порассуждать о предпосылках внесенных изменений.

Доктрина не только описывает стратегию действий по обеспечению информационной безопасности в нашей стране на следующий десяток лет, но и объясняет существующие недостатки эффективности принимаемых мер.

Документ наполнился конкретикой, а факторы, влияющие на состояние информационной безопасности в России, охватили все направления деятельности общества: кредитно-финансовую сферу, области обороны, государственной и общественной безопасности, науки, технологий и образования, стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Определения и общие положения

В первый раздел новой доктрины вошли основные понятия, применяемые в документе, которые в новой редакции стали полнее, шире и приобрели более структурированный вид. Доктрина основана на Конституции, федеральных законах и нормативных правовых актах, что подтверждают используемые в документах формулировки и термины. Так, например, в основе понятия «информационная инфраструктура Российской федерации» используется термин «сайт в сети Интернет», который был введен в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции 2012 года.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере

За время, прошедшее с момента публикации первой доктрины, информационная сфера претерпела значительные изменения. Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех областей деятельности человека, а экономическое развитие государства стало больше зависеть от эффективности их применения.

Неудивительно, что национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере расширились. Раньше выделялись четыре основные составляющие национальных интересов:

    «Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны».

    «Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам».

    «Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов».

    «Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение ИБ информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России».

Первые две составляющие, несмотря на изменения в формулировках, сохранили свою значимость, поскольку опираются на основы конституционных прав и свобод гражданина:

    «Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации».

    «Доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры».

Что касается других категорий национальных интересов, то авторы доктрины учли текущую ситуацию в мире информационных технологий и не обошли стороной проблему компьютерных атак, направленных на промышленную сферу. Как неоднократно отмечали эксперты Positive Technologies в своих публикациях , от защищенности объектов критической информационной инфраструктуры зависит национальная безопасность. Государственные регулирующие органы, в свою очередь, уже разработали требования, направленные на повышение безопасности на критически важных и потенциально опасных объектах (к примеру, приказ ФСТЭК № 31 и руководящие документы ФСТЭК по защите ключевых систем информационной инфраструктуры). А теперь обеспечение безопасности промышленных систем стало одним из национальных интересов России в информационной сфере.

Приоритетами Российской Федерации были также названы:

    «Обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время».

    «Развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности».

    «Содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве».

Последнее направление также нельзя оставить без внимания. Физические границы, разделяющие государства, не останавливают компьютерные атаки, а значит, для обеспечения информационной безопасности России недостаточно мер, принимаемых только внутри нашей страны. Объединение усилий с другими государствами, спланированная и скоординированная совместная деятельность - это важный шаг на пути к обеспечению информационной безопасности.

Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности

Как уже говорилось, новая версия доктрины более конкретна. Так, при описании основных информационных угроз и состояния информационной безопасности в опубликованном документе приводятся характеристики и негативные факторы, влияющие на состояние информационной безопасности в различных областях.

В числе основных информационных угроз были названы «наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях» и усиление «деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Действительно, опыт Positive Technologies, связанный с расследованием инцидентов информационной безопасности, показал, что за последние пару лет деятельность организаций государственного сектора неоднократно становилась целью кибершпионажа. Например, летом 2016 года была обнаружена группировка, использовавшая вредоносное программное обеспечение Remsec для шпионажа за крупной российской корпорацией.

На место проблем «вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена» и «манипулирования информацией», которых касалась доктрина 2000 года, пришла угроза увеличения «в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации». Подтверждения этому можно видеть в событиях последних лет. Средства массовой информации, преимущественно публикуемые в сети Интернет, сегодня становятся оружием манипулирования общественным мнением, провоцируют различного рода конфликты, разжигают информационные войны. Кроме того, в зарубежных изданиях нередко встречается фальсификация исторических событий. Эту проблему не обошли стороной и авторы новой доктрины, в которой говорится, что «российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом дискриминации», «наращивается информационное воздействие на население России», в том числе направленное на «подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества». А значит, принятие мер, направленных на защиту от информационно-психологического воздействия на общество, становится необходимым.

В новом документе выделяются следующие сферы, наиболее подверженные деструктивным воздействиям ввиду тех или иных недостатков:

    Кредитно-финансовая

    Ущерб, наносимый в ходе компьютерных атак на финансовые организации, непрерывно растет.

    Оборонная

    Увеличивается масштаб применения информационных технологий в военно-политических целях.

    Государственная

    Растет число целевых атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усиливается разведывательная деятельность спецслужб иностранных государств.

    Научная

    Эффективность научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, недостаточна, а мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры с использованием отечественных технологий и продукции зачастую не имеют комплексной основы. Тем не менее в сравнении с предыдущей редакцией видны значительные изменения в ситуации с отечественными информационными технологиями. Вопросы о вынужденной закупке импортной техники и привлечении иностранных фирм при создании информационных систем в органах государственной власти уже не поднимаются.

Отдельно стоит выделить проблему «недостаточности кадрового обеспечения в области информационной безопасности», которая за 16 лет не только не была решена, но и обострилась. Кроме того, «низкая осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности», по мнению экспертов Positive Technologies, является одним из главных недостатков в системе защиты любой организации и основной причиной успешности атак, проводимых с использованием методов социальной инженерии.

Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности

Описание стратегических целей обеспечения информационной безопасности в новой доктрине было сведено к минимуму, но сохранило основные направления.

Так, в экономической сфере выделяются «разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности». Помимо развития отрасли информационных технологий предполагается увеличение доли отечественных разработок в структуре экспорта страны и ликвидация зависимости от зарубежных технологий.

В области обороны обеспечение информационной безопасности должно быть направлено на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, «совершенствование системы обеспечения ИБ Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов» Российской Федерации, нейтрализацию информационно-психологического воздействия.

Особое внимание в новой доктрине уделяется обеспечению государственной и общественной безопасности. Особенно выделяются направления повышения «защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования», «недопущения иностранного контроля за функционированием» объектов информационной инфраструктуры, «пресечения деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации», осуществляемой специальными службами и организациями иностранных государств, совершенствования методов и способов производства, основанных на использовании отечественных разработок.

В области науки выделяется стратегическая цель по поддержке инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности.

Участвуя в формировании системы международной информационной безопасности, защищая суверенитет России в информационном пространстве, развивая национальную систему управления российским сегментом сети Интернет, предполагается обеспечить информационную безопасность в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Выводы

Залогом высокой эффективности мер по обеспечению информационной безопасности является осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. Доктрина позволяет акцентировать внимание людей на этой проблеме.

Нельзя не отметить нацеленность государства на «повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации», на развитие кадрового потенциала.

«Обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, особенно критической информационной инфраструктуры» - наиболее важная задача для всех нас. Изменения в этой сфере продиктованы ростом числа атак на государственные структуры и промышленные объекты, который наблюдается в последние годы.

Положения, отраженные в новой доктрине, действительно актуальны, поскольку отражают текущее состояние информационной безопасности в России и подчеркивают проблемы и информационные угрозы, направленные на все сферы деятельности общества. Стратегия информационной безопасности 2000 года основывалась на предположениях о потенциально возможных кибератаках со стороны криминала, международных террористических организаций, разведывательных структур иностранных государств. Новая же доктрина учитывает реальные события, произошедшие в сфере информационной безопасности за последние 16 лет. Например, предупреждение Федеральной службы безопасности, опубликованное в декабре минувшего года, о планах иностранных спецслужб использовать хакеров для дестабилизации финансовой системы России - хорошо согласуется с положениями доктрины, подчеркивающей направленность государства на повышение защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. В документ вошли такие понятия, как «сайт», «Интернет», «личная информационная безопасность», которые сегодня наиболее актуальны для граждан, был учтен текущий уровень развития информационных технологий.

Государство ведет колоссальную работу по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации на законодательном, исполнительном и судебном уровнях. Переработка положений доктрины 2000 года является одним из шагов по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. И хотя доктрина сама по себе не является нормативно-правовым актом, она определяет стратегию Российской Федерации в информационной сфере на ближайшие годы и служит основой для совершенствования правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а значит - изменения в законодательстве не заставят себя ждать. Подтверждением этому стала публикация 6 декабря законопроекта «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», устанавливающего организационные и правовые основы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в нашей стране.


Прошлая редакция доктрины утверждалась еще 16 лет назад (09.09.2000 г.), за это время информационная среда изменилась практически до неузнаваемости. Как справедливо отмечено в новом документе, информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства.

На этом фоне постоянно расширяются масштабы использования средств оказания информационно-психологического воздействия со стороны иностранных спецслужб. Их усилия направлены на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, подрыв суверенитета и территориальной целостности других государств. Трагические последствия подобной «активности» мы можем наблюдать на примере сирийского конфликта и украинского кризиса.

Очевидно, что в силу своей специфики информационная безопасность представляет собой отдельное направление, заслуживающее особого внимания со стороны государства. Это связано как с необходимостью физической защиты данных в эпоху «цифрового шпионажа», так и с информационно-психологическим аспектом информационной безопасности. А именно обеспечением национальной безопасности в области культуры, сохранением культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей нашего народа, нейтрализации информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

Международная безопасность

В новой доктрине информационной безопасности обоснованно расширен международный контекст, а ее отдельные положения органично дополняют концепцию внешней политики (30.11.2016 г.). В частности, состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется в документе стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

Прежде всего это касается неравноправного распределения между странами интернет-ресурсов и отсутствием в этой сфере соответствующих международно-правовых норм, что затрудняет формирование общей международной информационной безопасности.

При этом возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, военно-политических, террористических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

Исходя из этого, стратегическая цель России - формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве. В качестве основного направления обеспечения информационной безопасности является развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет» и участие в формировании системы международной информационной безопасности, исключающей использование информационных технологий в военно-политических и иных противоправных с точки зрения международного права целях.

Информационные войны

Кроме того, отдельно констатируется увеличение тенденциозных материалов, содержащих предвзятую оценку российской политики в зарубежных СМИ, в то время, как российские журналисты подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.

В связи с этим, в доктрине особо подчеркивается необходимость доведения до международной общественности достоверной информации о государственной политике и официальной позиции российского руководства по значимым событиям в стране и мире и повышения эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики. Для этого средства массовой информации и массовых коммуникаций в доктрине отнесены к основным участникам системы обеспечения информационной безопасности.

Национальная оборона

Отдельно рассматривается состояние информационной безопасности в области обороны страны. Отмечается увеличение масштабов применения отдельными государствами информационных технологий в военно-политических целях. Выявленная тенденция представляет непосредственную угрозу как для безопасности России и наших союзников, так и для международной безопасности в целом.

В этой связи, одним из главных направлений обеспечения информационной безопасности в области обороны является стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, в результате применения информационных технологий. С этой целью повышается безопасность критической ифнраструктуры, образцов вооружения и автоматизированных систем управления, совершенствуются силы и средства информационного противоборства, включая Вооруженные Силы РФ. Осуществляется оценка и прогнозирование военных угроз в информационной сфере. Включая информационно-психологическое воздействие, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций по защите Отечества.

Еще одним ноу-хау доктрины является положение о регулярных тренировках (учениях) в рамках совершенствования системы обеспечения информационной безопасности. Внезапные проверки боеготовности ожидают теперь не только Вооруженные Силы РФ, но и другие ведомства, ответственные за информационную безопасность.

Экономическая сфера

Кроме того, в доктрине анализируются состояние информационной безопасности в экономической сфере, а также отдельно в области науки, технологий и образования. В этой связи принципиально важно, что государство впервые поднимает проблему нехватки отечественных технологий, продукции и квалифицированных кадров в информационной сфере до уровня угроз национальной безопасности.

Одним из очевидных достоинств новой доктрины является заметное усиление аналитической составляющей. Документ не ограничивается простым перечнем информационных угроз – каждая из них проанализирована с учетом нынешнего состояния информационной безопасности и стратегических национальных интересов. Более того, информационно-аналитические и научно-технические аспекты функционирования системы обеспечения информационной безопасности будут и впредь совершенствоваться. А в задачи государственных органов теперь входят, в том числе постоянный мониторинг, оценка и прогнозирование информационных угроз.

Координирующая роль в реализации доктрины, как и прежде, отводится Совету Безопасности РФ, который будет определять перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом стратегического прогноза. О ходе реализации Доктрины информационной безопасности будет ежегодно докладываться Президенту.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством «Внешнеполитическая Экспертиза».

Евсей Васильев, кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин после опубликования Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» отметил:

«Новая Доктрина информационной безопасности, утверждённая Указом Президента Российской Федерации, отражает изменившуюся ситуацию в мире в связи с развитием информационных технологий. Спектр угроз расширился и смещается в сферу коммуникационных сетей и бытовых цифровых технологий.

Самый важный момент это признание того, что Интернет является таким же пространством международной политики, как любая другая среда. Соответственно, в сети также возможны военные угрозы и военные конфликты. Прямо говорится, что спецслужбы отдельных стран с государственным размахом используют ИТ в злонамеренных целях и это представляет очевидную угрозу суверенитету нашей страны и благополучию граждан. Сохраняются старые угрозы со стороны экстремистов и наркоторговцев, компьютерных взломщиков и мошенников, однако новым является выход сетевых угроз на уровень межгосударственного противостояния. Понятие «кибервойна» стало не игрушкой подростков и футурологов, а фактором международных отношений. Всё это ещё раз напоминает нам о не раз высказывавшихся в России предложениях создать международный институт регулирования Интернета на уровне и по принципам ООН. Благородная цель предотвращения войны, лежащая в основе идеологии ООН, становится крайне актуальной.

В Доктрине важно и то, что на самом высоком уровне выражается приверженность принципам свободы слова и свободного информационного обмена. Защита права российских граждан на свободное получение информации, а российских журналистов на обеспечение этого права обозначена как государственная задача. Уделено внимание защите частной жизни российских граждан в ходе обработки персональных данных. Российское законодательство предусматривает защиту персональных данных россиян от несанкционированного изменения путём размещения баз данных на территории Российской Федерации. Актуальность данных положений закона подчёркивается новой Доктриной.

Также хотел бы отметить, что содержание Доктрины чётко свидетельствует о том, что принятие в прошлом созыве Государственной Думы Федерального закона от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части введения государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных, было своевременным и крайне необходимым. Доктрина чётко указывает на то, что продолжается наращивание возможностей иностранных государств в части воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Закон заложил основы перехода государственной информационной системы на отечественное программное обеспечение и позволяет надеяться на то, что российский суверенитет в информационной сфере будет обеспечиваться на основе российских технологий точно так же, как это имеет место в других критических для обороны и безопасности сферах. Это особенно значимо для объектов критической инфраструктуры, которые в сетевой сфере чрезвычайно зависимы от программного обеспечения».

 

 

Это интересно: