→ Как выглядит пак да. Авиация россии. Знакомое и новое

Как выглядит пак да. Авиация россии. Знакомое и новое

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом заявили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Эксперты отмечают, что при разработке нового самолёта инженеры сделали ставку на малозаметность, пожертвовав сверхзвуковой скоростью. Новый ракетоносец призван значительно усилить воздушную составляющую Стратегических ядерных сил РФ.

Разработка стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом рассказали в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Также в корпорации напомнили и о других разработках, которые позволят не только сохранить, но и укрепить неотъемлемую часть ядерной триады - корпус стратегических бомбардировщиков. Уже сейчас потенциал отечественной дальней авиации усиливается благодаря модернизации ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС. Эти легендарные самолёты ещё не скоро выработают свой ресурс, но к тому времени им на смену сможет заступить ПАК ДА, конструируемый на базе авиационного завода в Казани.

Акцент на малозаметности

Напомним, концептуальный проект будущего самолёта был согласован в 2013 году. Наиболее перспективным был признан проект КБ «Туполев». Конструкторы предложили пожертвовать сверхзвуковыми характеристиками ради невидимости для радаров, в ПАК ДА было решено задействовать стелс-технологии. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Разумеется, любая армия мира хотела бы получить на вооружение бомбардировщик, сочетающий сверхзвуковую скорость с малозаметностью, однако, по словам специалистов, на данном этапе развития науки такое решение реализовать невозможно.

Для движения на сверхзвуковой, а тем более на гиперзвуковой скорости самолёт должен обладать обтекаемой аэродинамикой. Однако такая обтекаемость не позволит аппарату сохранять невидимость для радаров противника, так как незаметность обеспечивает именно угловатая форма корпуса.

Ещё одна сложность связана с воздухозаборником двигателя, который у стелс-самолётов закрыт от радиолокационного излучения. Но для полётов на сверхзвуковой скорости такое решение не подходит - самолётам нужен открытый и широкий воздухозаборный канал, поскольку потребление кислорода двигателем значительно возрастает.

«Почему акцент сделан именно на малозаметности, понятно - сами законы физики не предполагают длительных полётов на сверхзвуковой скорости, - пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский. - Да, наш Ту-160, до сих пор стоящий в строю, - сверхзвуковой самолёт, но лететь на такой скорости он может не всё расстояние, а только какие-то отдельные участки, например при необходимости преодолеть рубеж ПВО».

При этом полностью невидимых самолётов не существует, стелс-самолёты всё равно видны на радиолокаторах, но на гораздо меньших расстояниях, чем обычные аппараты, добавил эксперт.

К стратегическим бомбардировщикам применяются повышенные требования по дальности и продолжительности автономного полёта, в этом случае на первый план выдвигается такой параметр, как экономичность. Конструкция «воздушное крыло» поможет повысить этот параметр, уверен специалист.

Несмотря на сложность поставленной задачи, работы по созданию ракетоносца будущего активно продвигаются. К марту прошлого года в КБ «Туполев» был создан полноразмерный макет ПАК ДА. В мае 2017 года была полностью готова цифровая модель ПАК ДА. Об этом СМИ рассказал вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. Оцифровка самолёта позволит вести техническое обслуживание ПАК ДА на всех этапах его жизненного цикла, пояснили в ОАК.

Летом корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, перейдя к новому этапу работ - опытно-конструкторским. Предполагается, что первый опытный образец самолёта сможет подняться в воздух в 2025 году, строительством аппарата занимается Казанское производственное объединение имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Известно, что ПАК ДА будет нести на борту широкий спектр вооружений, включая гиперзвуковые ракеты. Дальность полёта составит порядка 12 тыс. км, скорость - около 1000 км/ч, взлётная масса не будет превышать 110 т.

В начале октября 2018 года стали известны предположительные характеристики двигателя будущего бомбардировщика.

В частности, журналистам удалось узнать, что двигатель будет защищён от некоторых поражающих факторов ядерного взрыва, а силовая установка сможет работать при температурах от -60 до +50 °C. Без ремонта двигатель должен отработать не менее 600 ч, полный ресурс составит 8 тыс. ч, или 12 лет эксплуатации с возможностью продлить этот срок до 21 года. Соответствующие требования были указаны в тендерах, размещенных на сайте госзакупок.

Также известно, что корпус ПАК ДА будет изготовлен преимущественно из лёгких и прочных композитных материалов, в частности рассматривается вариант использования титана - Россия является лидером по добыче этого металла.

Навигационная система ПАК ДА не будет привязана к спутниковым сигналам, а будет ориентироваться по астрономическим данным. Это сделает машину менее уязвимой для средств радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, как рассказал ранее журналистам экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых будет достигать 7 тыс. км. Ракеты планируется оснастить компьютерными системами, способными анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Спешить с разработкой такой машины, как стратегический бомбардировщик, нельзя, считают эксперты.

«Создание нового стратегического бомбардировщика - долгий процесс, - пояснил Мураховский. - Во-первых, речь идёт об очень сложных передовых технологиях. Во-вторых, и у нас, и у американцев сейчас в строю стратегические бомбардировщики прошлого поколения, в США это самолёт В-52».

Самолёты, разработанные в прошлом веке, до сих пор могут успешно применяться, не говоря о модернизированных версиях, таких как Ту-160М2. Сделать самолёт, превосходящий эти образцы, - крайне сложная задача, уверены эксперты.

«В любом случае новые авиационные комплексы не скоро заменят своих предшественников, торопить события в этой области не стоит», - считает Мураховский.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося, не в последнюю очередь, применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название «2018 Bomber», планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов.

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе - Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главой целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке в 10 тонн. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США - в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создает собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в азиатско-тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС - в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 тонн оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 тонн.

Говоря о китайском проекте Н-21, эксперты предпочитают не торопиться с оценками. По мнению Виктора Мураховского, о том, каким будет китайский стратегический бомбардировщик, говорить пока рано.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», - считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов - ресурсы позволяют.

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», - подчеркнул эксперт.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию - её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА - средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», - пояснил Мураховский.

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности.

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», - подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также, в перспективе, создание ПРО, способных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», - подытожил Алексей Леонков.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (ПАК ДА)
PROMISING AVIATION COMPLEX LONG-RANGE AVIATION (PAK DA)

26.01.2018


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет создан в форме летающего крыла, его испытания начнутся на рубеже 2023-2024 годов.
Об этом в интервью «Комсомольской правде»сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Уже с этого года КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Этот самолет, я надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023-24 годов», — сказал зампред правительства.
По его словам, «даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолета». «Это такое летающее крыло, самолет XXI века. Но это уже следующий шаг», — заключил он.
Реклама 14
Ранее глава ОАК Юрий Слюсарь доложил президенту РФ Владимиру Путину, что первый опытный образец ПАК ДА взлетит в середине 2020-х годов.
ТАСС

НАЗВАНЫ СРОКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА» РОССИИ В ГИПЕРЗВУКЕ

27.01.2018
Вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью «Комсомольской правде» рассказал об аэродинамической схеме, которую получит разрабатываемый в России на смену Ту-160 стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
«Уже с этого года КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования ПАК ДА. Этот самолет, я надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 23-24 годов. Даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолета. Это такое летающее крыло, самолет XXI века», - заявил чиновник.
В ноябре 2017 года стало известно, что ПАК ДА, предназначенный для выполнения задач самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3), обойдется дешевле сверхзвукового Ту-160, поскольку принадлежит к дозвуковому классу самолетов.
Лента.ру

10.02.2018


Журнал Air&Cosmos приводит небезынтересные сведения о проекте нового российского бомбардировщика ПАК ДА. Так, сообщается, что конкурс на его создание был объявлен в 2007 году, победителем в котором вышло КБ Туполева в августе 2009 года. КБ подписало с Министерством обороны России трехлетний контракт на НИР «Посланник». В рамках НИР КБ Туполева подготовило эскизный проект «изделия 80», одобренный весной 2013 года. 23 декабря 2013 года ОАК со своей стороны подписала контракт на технический проект ПАК ДА, который был одобрен в 2016 году.
Изделие 80 представляет из себя «летающее крыло» взлетной массой 145 тонн и полезной нагрузкой 30 тонн. ПАК ДА почти в два раза легче Ту-160 и находится между Ту-22М3 и Ту-95МС. Ту-160 весит 275 тонн, Ту-95МС – 185 тонн и Ту-22М3 весит 124 тонны. Главком дальней авиации Анатолий Яковлев сообщил, что ПАК ДА будет самолетом, созданном по схеме «летающее крыло» с дозвуковой скоростью и дальностью полета 15000 км без дозаправки. Самолет будет оснащен двумя двигателями «Изделие РФ» тягой 23 тонн, созданными на базе двигателя НК-32-02 («изделие Р»). Компания ОДК-Кузнецов приступила к его разработке в декабре 2014 года.
В ходе пресс-конференции в декабре 2014 года Анатолий Яковлев сообщил, что прототип ПАК ДА взлетит в 2019 году, а самолет поступит в строевые части в 2023-2025 гг. Однако в 2015 году идея возобновления производства Ту-160М2 была ускорена и программа ПАК ДА была отложена на более поздний срок. Заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что из-за программы Ту-160М2 проект ПАК ДА «будет несколько отложен». Можно предположить, что планы по ПАК ДА сместились вправо примерно на пять лет.
http://bmpd.livejournal.com/

01.03.2018


Реализация проекта перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) обеспечит Казанский авиационный завод (КАЗ) им. Горбунова заказами на 10 лет, сообщил в среду первый заместитель генерального директора — директор КАЗ им. Горбунова Николай Савицких.
«Предприятием ведутся работы по проектированию и организации производства перспективного [авиационного] комплекса дальней авиации <…> В настоящее время защищен технический облик самолета, заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ и по строительству опытных образцов. КАЗ определен как головной изготовитель, проект ПАК ДА обеспечит загрузку производства на ближайшее десятилетие», — сказал он.
Как сообщал в декабре 2017 года председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, начало поставки ПАК ДА на вооружение запланировано на 2025 — 2030 годы, после проведения испытаний.
По словам Николая Савицких, Казанский авиационный завод им. Горбунова направил на согласование в правительство РФ программу подготовки кадров для предприятия на сумму 2,6 млрд рублей.
«Одним из проблемных вопросов для предприятия является нехватка высококвалифицированных специалистов как механообработки, так и инженеров, конструкторов, рабочих и т. д. В 2017 году нами была проработана, подготовлена комплексная целевая программа по подготовке и закреплению кадров по программам перспективного авиационного комплекса дальней авиации [ПАК ДА], Ту-160 до 2025 года на сумму более 2,6 млрд рублей. На сегодняшний день данная программа находится на согласовании в правительстве РФ», — сказал Савицких.
Савицких также добавил, что КАЗ планирует увеличить объем выпуска продукции в денежном выражении на 5 млрд рублей в 2018 году, до 15,3 млрд рублей.
«Объем производства КАЗ в 2017 году в денежном выражении составил 10,3 млрд рублей. В этом году общий объем производства составит 15,3 млрд рублей, а к 2021 году ожидается, что объем составит 40 млрд рублей и выше», — сказал он, выступая на сессии городской думы Казани.
Савицких отметил, что сейчас проводятся работы по реконструкции и техническому перевооружению завода. В рамках федеральных программ в 2017 году завершены работы по реконструкции летно-испытательной базы, реконструирован цех металла и сварки, модернизированы установка электролучевой сварки и печь вакуумного отжига, восстановлена и отработана технология сварки.
ТАСС

20.04.2018


«Туполев» в начале 2019 года приступит к изготовлению опытных образцов перспективного авиакомплекса Дальней авиации (ПАК ДА), сообщил «Интерфаксу» глава компании Александр Конюхов.
Он отметил, что планируется создать несколько опытных образцов самолета.
В феврале информированный источник «Интерфакса» в авиационной отрасли сообщил, что Казанский авиационный завод (КАЗ, филиал ПАО «Туполев»), который определен головным изготовителем ПАК ДА, начал подготовку к созданию первых опытных образцов этого самолета.
Ранее директор КАЗ Николай Савицких сообщил о начале опытно-конструкторских работ по созданию перспективного комплекса Дальней авиации. «В настоящее время защищен технический облик самолета, заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ по строительству опытных образцов», — сказал Н.Савицких.
Гендиректор «Туполева» А.Конюхов ранее заявил «Интерфаксу», что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах.
В январе 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что испытания ПАК ДА могут начаться в 2023-2024 годах. Он отметил, что самолет будет выполнен по схеме «летающее крыло».
Как сообщалось, в 2009 году конструкторское бюро компании «Туполев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) подписало контракт с Минобороны РФ на научно-исследовательские работы под шифром «Посланник», в результате которых был подготовлен эскизный проект ПАК ДА.
В июле 2017 года президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил «Интерфаксу», что корпорация согласовала с Минобороны РФ облик перспективного самолета.
По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, начало серийного производства ПАК ДА запланировано на 2028-2029 год. Он подчеркнул, что разрабатываемый перспективный бомбардировщик-ракетоносец должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы.
ИНТЕРФАКС-АВН

21.04.2018


Начав позже, мы сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения, например, в части так называемой умной обшивки, когда АФАР разных диапазонов распределены «по телу» истребителя. Эта технология впервые использована на самолете пятого поколения Су-57. Официальные представители Минобороны неоднократно отмечали, что его испытания с нашим радаром «Белка» идут по графику, замечания устраняются в обычном порядке. По части НИИП каких-либо серьезных недостатков не выявлено. Надеюсь, что и этап госиспытаний пройдем с положительным заключением. Тестовые полеты подтвердили, например, одно из основных преимуществ систем с АФАР - существенно большую эксплуатационную надежность, сказал гендиректор НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова Юрий Белый в интервью «Известиям».
В проекте перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) мы полноправные участники опытно-конструкторской работы и уже защитили эскизный проект. Конечно же, при разработке ПАК ДА будет использован и получит дальнейшее развитие опыт создания РЛС для Су-57, добавил Ю.Белый.
ВТС «Бастион»




25.05.2018


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) может получить индекс КБ Туполева «Ту», сообщил в интервью ТАСС в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Это продукт Туполевского КБ. И я думаю, что он будет носить также, как и все названия туполевские, историческое имя, оно будет отражено в названии», — сказал он.
Ранее Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны, сообщал, что новый стратегический бомбардировщик могут представить публике уже в 2018 году, тогда же планируется провести первый полет Ту-160М2. Также замглавы Минобороны рассказал, что ПАК ДА может подняться в воздух в 2025-2026 годах и пойти серию в 2028 или 2029 году.
ТАСС

13.07.2018
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) построят с применением «стелс-технологий», сообщил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.
«При создании перспективного авиационного комплекса дальней авиации будут применяться технологии малой заметности», — сказал он.
Замглавы военного ведомства в четверг провел совещание по исполнению гособоронзаказа Казанским авиационным заводом (КАЗ) имени С. П. Горбунова. Он также оценил производственные мощности КАЗ, где планируется в будущем развернуть производство ПАК ДА.
ТАСС

14.07.2018
ПАК ДА ПОСТРОЯТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ – МИНОБОРОНЫ

Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко в четверг провел совещание по вопросу исполнения гособоронзаказа Казанским филиалом ПАО «Туполев» — авиационным заводом им. С.П. Горбунова. Он также оценил производственные мощности КАЗ, где планируется в будущем развернуть производство перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА.
«При создании перспективного авиационного комплекса дальней авиации будут применяться технологии малой заметности», — рассказал Криворучко.
«Мы проверили ход работ на приоритетном направлении авиазавода по строительству самолета Ту-160М – в целом, в комплексе работ идет в графике, по ряду этапов есть небольшие отставания, есть и опережения», — сообщил замминистра обороны по итогам посещения завода.
Авиазавод выполняет ремонт с модернизацией строевых самолетов дальней авиации Ту-22М3 и Ту-160, которые включают работы по обновлению бортового радиоэлектронного оборудования, комплекса управления вооружением, систем жизнеобеспечения экипажей, продление сроков службы.
Одной из ключевых задач, поставленных перед предприятием, является вопрос воспроизводства самолета Ту-160 в новом облике. Серийное производство модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М2 запланировано на 2020-2021 гг. Минобороны РФ планирует закупить около 50 таких самолетов.
«Первый новый самолет Ту-160М в модернизированном облике должен быть передан ВКС в 2021 году. Сейчас идет подготовка производственной базы Казанского авиазавода к работам по данным направлениям. Параллельно мы готовимся к реализации программы серийной модернизации самолетов строя – разрабатывается конструкторская документация, изготавливаются опытные образцы систем. Первый вылет опытного модернизированного Ту-160 состоится в 3-4 квартале 2019 года, первый серийный модернизированный самолет строя Ту-160М планируется передать ВКС в 2022 году. Постепенно модернизацию пройдут все существующие строевые самолеты», — отметил генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов в ходе визита на КАЗ замглавы военного ведомства.
ПАО «Туполев»

18.08.2018


Производство перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) планируется организовать на Казанском авиазаводе к 2025 году.
Об этом журналистам сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.
«Для нас важной вехой станет открытие модернизации под перспективный комплекс (ПАК ДА), потому что нам нужно серьезным образом подготовить производство к 2025 году», — сказал он.
Бочаров также добавил, что модернизация производства ПАО «Туполев» под создание ПАК ДА предусматривает выделение дополнительного финансирования в размере 19 млрд рублей.
«Это самые мощные финансовые вложения, которые делает Минпромторг в ближайшие три года. Надеемся, что Госдума нас поддержит, потому что это для нас главный приоритет. Сейчас «Туполев» отправил в Минпромторг заявку только по «Туполеву», без кооперации на 19 млрд рублей в текущем бюджете дополнительно к тем деньгам, которые у предприятия уже есть», — сказал он.
Начало поставок ПАК ДА на вооружение запланировано на 2025-2030 годы после проведения испытаний.
ТАСС

02.10.2018


В России начали создавать двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех»).
«ОКР по данной тематике ведется в кооперации с предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации «,- сообщил «Интерфаксу» представитель ОДК.
Ранее на сайте госзакупок ПАО «Кузнецов» (предприятие ОДК в Самаре, делает двигатели для дальней авиации) разместило многомиллиардные тендеры на выполнение составной части ОКР по разработке агрегатов двигателей для «изделия 80» (ПАК ДА). В документах отмечается, что контракт на создание двигателя для перспективного бомбардировщика был заключен между ОДК и компанией «Туполев» в июне 2018 года. Ранее официально говорили только об эскизных работах над проектом.
«В данной закупке идет речь об опытно-конструкторских работах по созданию перспективного изделия в интересах ПАО «ОАК». Соисполнителями по проекту являются такие предприятия холдинга — как ПАО «ОДК-Сатурн» и АО «ОДК-СТАР» и другие»,- прокомментировал представитель ОДК.
«Заявленная в закупке стоимость контракта по отдельным позициям является итоговой — на весь срок исполнения обязательств по договору. В объемы работ, которые займут несколько лет, входит конструкторская разработка, изготовление опытных узлов и поставка матчасти для изделия»,- отметил представитель корпорации.
Между тем, в документации к закупкам раскрываются некоторые параметры будущего двигателя и самолета.
«Электронная система двигателя (основная и дублирующая) должна обеспечить прогнозирование состояния изделия и его систем, в том числе обеспечивающее выполнение полета длительностью 30 часов»,- говорится в документах.
В них отмечается, что агрегаты системы топливопитания и гидромеханической системы регулирования должны быть работоспособны при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g.
Срок службы двигателя для ПАК ДА — 12 лет, однако впоследствии его ресурс может быть увеличен до 21 года, говорится в документации.
Кроме того сообщается, что агрегаты двигателя должны обеспечивать устойчивую работу при температуре воздуха от минус 60 до плюс 50°С, а также быть приспособлены к эксплуатации в прибрежной морской зоне.
«Оборудование должно быть прочным, устойчивым, стойким к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва», — отмечается в техзадании.
На авиасалоне «МАКС 2017» в ОДК сообщили, что эскиз двигателя для ПАК ДА готов. «Эскизный проект по двигателю завершен и принят. В настоящее время мы находимся на этапе разработки рабоче-конструкторской документации», — заявили тогда «Интерфаксу» в пресс-службе ОДК.
Согласно годовому отчету ОДК за 2016 год, корпорация в интересах «Туполева» создает маршевой двигатель силовой установки для ПАК ДА. Силовая установка будет обладать тягой на 23 тс.
ИНТЕРФАКС-АВН

10.01.2019


ПАО «Туполев» начнет строительство опытных образцов перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА в ближайшие месяцы.
— Завершается передача конструкторской документации на Казанский авиазавод, строительство начнется в ближайшие месяцы, — рассказал «Интерфаксу» источник в авиационной отрасли.
Работы над перспективным дальним бомбардировщиком-ракетоносцем «Туполев» по контракту с Минобороны ведет с 2009 года. Проект носит шифр «Посланник». Это дозвуковой реактивный самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с использованием стелс-технологий. ПАК ДА призван заменить всю линейку самолетов дальней авиации: Ту-22, Ту-95 и Ту-160, — за счет большого арсенала высокоточных средств поражения, в том числе гиперзвуковых ракет. Первый полет ПАК ДА может состояться в 2025-2026 годах.
Российская газета

30.01.2019


На создание перспективного российского бомбардировщика ПАК ДА уйдет пять-семь лет. Об этом заявил генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов, передает телеканал «Звезда».
По его словам, срок появления «Изделия 80» (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) будет сопоставим со сроками создания в СССР сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. При этом менеджер уточнил, что «советский Конкорд» был сделан всего за пять лет.
О начале разработки ПАК ДА стало известно в ноябре 2018 года. До этого сообщалось, что комплекс будет создан с применением стелс-технологий, которые позволят конструкции стать менее заметной.
ПАК ДА предназначен для выполнения задач самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3). Дозвуковой самолет планируется построить по аэродинамической схеме «летающее крыло».
Лента.ру

03.08.2019
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), разрабатываемый в интересах ВКС России, испытают на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИ и ДБ) «Туполева». Об этом сообщили в пятницу в пресс-службе предприятия.
«Впереди большие планы по испытаниям и доводкам на ЖЛИ и ДБ глубоко модернизированных самолетов Ту-22М3М, Ту-160 и Ту-95МС, большая работа по испытаниям перспективного комплекса дальней авиации», — приводит пресс-служба слова генерального директора «Туполева» Александра Конюхова на торжественном собрании ветеранов и сотрудников по случаю 70-летия Жуковской базы.
По его словам, в перспективе на ЖЛИ и ДБ будут идти работы над средним военно-транспортным самолетом, а также сверхзвуковым пассажирским самолетом нового поколения «совместно с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами и предприятиями».
«В планах также создание и запуск на ЖЛИ и ДБ до конца 2019 года линейной станции обслуживания самолетов Ту-204 и Ту-214», — добавил гендиректор «Туполева», которого цитирует пресс-служба.
Жуковский филиал ПАО «Туполев» был основан по инициативе авиаконструктора А. Н. Туполева в 1949 году. На Жуковской летно-испытательной базе проходили испытания и доводки практически все самолеты конструкторского бюро «Туполев».
ТАСС

19.12.2019


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) поступит на вооружение Воздушно-космических сил до конца действующей госпрограммы вооружений, заявил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.
«В соответствии с Государственной программой вооружения в период до 2027 года на вооружение поступят современные образцы ВВСТ, по своим характеристикам не уступающие лучшим зарубежным аналогам, а зачастую и не имеющие аналогов в мире. На вооружение стратегических ядерных сил поступят: ракетные подводные лодки стратегического назначения «Борей-А», перспективный авиационный комплекс дальней авиации, ракетные комплексы стратегического назначения, стационарного и подвижного базирования», — сказал Криворучко в интервью журналу «Оборона России».
Ранее Криворучко рассказал, что новый комплекс построят с применением стелс-технологий. Ожидается, что основная и дублирующая электронные системы двигателя позволят бомбардировщику совершать полеты продолжительностью до 30 часов.
В бытность замминистра обороны нынешний вице-премьер РФ Юрий Борисов заявлял, что новейший российский стратегический бомбардировщик ПАК ДА может совершить первый полет в 2025-2026 годах и пойти в серию в 2028-2029 годах.
РИА Новости

24.12.2019


Стратегический бомбардировщик шестого поколения, который будет беспилотным, может появиться в России к 2040 году. Об этом сообщил командующий дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш в интервью газете «Московский комсомолец».
«Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным», — отметил он.
Кобылаш также сообщил, что дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется не только за счет модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока их службы, но и за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации — стратегического бомбардировщика пятого поколения.
По его словам, «новый самолет будет дозвуковым» и «сможет решать все задачи дальней авиации».
ТАСС

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе" есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.

Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", - сказал он.

Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», - сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.

После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника , который носит рабочее название ПАК ДП.

Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Предыстория

В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам техники, так и первой. В СССР постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.

Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым.

Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов – Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные.

Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.

В начале 21-го века, в России сложились относительно благоприятные экономические условия, которые позволили начать разработку новых самолетов. Россия несколько сократила отставание от США, разработав и наладив мелкосерийный выпуск самолёта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.

После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить.

Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика – Ту-95 «Медведь» (с 1955 года) и (с 1984 года). Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года. Ту-160 машина сверхзвуковая и намного более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.

Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление. В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.

Концепция бомбардировщика будущего

Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.

Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой, но от этой идеи довольно быстро отказались.

Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.

Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке,это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.


По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС машины. По характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты. Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.

Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА

Известно, что разрабатывать новый самолёт будет конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».

В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев заявил, что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца.

В начале этого года, в интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.

Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото летательного аппарата, представленного как прототип. Точно неизвестно, модель какого летательного аппарата присутствует на этом фото.

Многие её связывают именно с ПАК ДА. Вряд ли это утверждение может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые едва ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего. Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду. Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж.

Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка. Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.

Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160. Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн. Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено 4 штуки.

Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air&Cosmos», должна составлять 145 тонн.

Кстати, упомянутый выше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн.

Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км. Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта. То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.


Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать между самолётами Ту-160 и Ту-22. Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны. Про говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.

В феврале этого года была озвучена информация о том, что производство будущего флагмана Российской стратегической авиации начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова».

По заявлению заместителя генерального директора завода Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023-25 гг. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-29 гг.

Вооружение и боевое применения

В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта. Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника. Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны,то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.


То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5 м. Места для такого отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема. Например, Ту-160, с которым постоянно сравнивается ПАК ДА, имеет 4 барабанных установки. На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.

Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57.

Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.

Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, отставание от США и НАТО в области авиации если не устранится полностью, то станет минимальным. NorthropB-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком. И когда Россия закончит этот проект, то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.

Правда, такой же самолёт разрабатывается и в Китае, так что тем более, важно закончить этот проект, чтобы не оказаться в гонке вооружение в роли догоняющего. Остается открытым только один вопрос – получится ли его завершить?

Видео

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи .

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".

Модель самолёта "летающее крыло" в трансзвуковой трубе Т-106
Фото (с) ЦАГИ, 2013 г.

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе" есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.


Ту-160 "Белый лебедь" - борт "Валерий Чкалов"
Фото (c) englishrussia.com

Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", - сказал он.

Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», - сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.

27 апреля 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что сроки разработки бомбардировщика и его запуска в серию сдвигаются на 2028-2029 год. Очевидно, что приоритетным является запуск в серийное производство модернизированного Ту-160.

Последние новости по ПАК ДА:

27 апреля 2017 года
Новейший российский стратегический бомбардировщик ПАК ДА может совершить первый полёт в 2025-2026 годах и пойти в серию в 2028-2029 годах, заявил журналистам замминистра обороны РФ Юрий Борисов. "Мы рассчитываем первый вылет в районе 2025-2026 года и начало серийного производства - 2028-2029 год", - сказал Борисов в ходе посещения Казанского авиазавода.

13 апреля 2017 года
ПАО "Туполев" завершило (в 2016 году) первый этап опытно-конструкторских работ по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) и переходит к разработке рабочей конструкторской документации. Первый опытный образец планируется создать в начале 2020-х годов, соответствующий контракт уже подписан.

1 марта 2017 года
В ОКБ Туполева созданы несколько макетов ПАК ДА из композиционных материалов, а также полноразмерный макет из дерева. Макеты выполнены по схеме "летающее крыло".

4 января 2017 года
Заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал в интервью «Газете.Ru», что меняется характер боевых действий, на смену обычным авиационным средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные средства поражения с большей дальностью и с большей точностью. И перспективному самолёту-носителю на рубеже 2025–2030 годов необязательно иметь такие характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, для того чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным целям.

"Вместе с тем мы таким образом скоординировали с промышленностью организацию всех работ, что подготовка производства для Ту-160 нового облика и для ПАК ДА проводится одновременно. Максимальное количество технологических операций будет одно и то же. Грубо говоря, станки будут использоваться одни и те же для производства Ту-160 и для ПАК ДА. По сути дела, на подготовку производства деньги тратятся один раз", - сказал Юрий Борисов.

13 октября 2016 года
"Разрабатываемый в России перспективный дальний бомбардировщик ПАК ДА будет представлен в 2018 году", - заявил замминистра обороны России Юрий Борисов во время проверки выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК в Нижнем Новгороде.

Источники:

  • Русская служба BBC (

 

 

Это интересно: