→ Как настраивать антенну для рации. Как правильно настроить рацию

Как настраивать антенну для рации. Как правильно настроить рацию

Для того, чтобы пользователи раций могли общаться друг с другом, их аппараты должны быть настроены на одну частоту. Способ осуществления такой настройки зависит от конструкции используемых радиостанций.

Инструкция

  • Прежде всего, убедитесь, что используемые вами рации разрешены для применения на территории страны, где вы проживаете. В Российской Федерации это - станции стандартов LPD с выходной мощностью до 0,01 ватта и PMR с выходной мощностью до 0,5 ватта.

    С недавних пор (с ноября 2011 года) к ним прибавились рации стандарта Си-Би с выходной мощностью до 10 ватт. Все эти рации достаточно просто приобрести, а регистрировать их не нужно. Также в нашей стране можно пользоваться радиостанциями любительских диапазонов, но лишь после достаточно сложной процедуры получения позывного и категории.

  • Прежде, чем настраивать станцию на ту или иную частоту и работать на этой частоте на передачу, убедитесь, что эта частота входит в тот диапазон, работать в котором разрешается. Станции с фиксированным набором каналов обычно устроены так, что настроить их на внедиапазонную частоту просто не получится. Но бывают и исключения. Так, у некоторых дорогих раций стандарта Си-Би часть каналов перекрывает любительский 28-мегагерцовый диапазон. Работать на этих каналах на передачу без разрешительных документов запрещается. Если же станция любительская, то перестраивается она обычно плавно либо небольшими шагами, а набор частот и мощностей, в котором вам разрешено работать, зависит от так называемой категории.
  • Если радиостанция имеет плавную перестройку по диапазону при помощи верньера, настройте ее на частоту, близкую к той, на которую настроена друга станция. Пусть ее владелец что-нибудь передает. В это время, работая на прием, настройте свою станцию точнее по максимуму сигнала (при амплитудной модуляции), отсутствию искажений (при частотной модуляции) или естественному звучанию голоса (при однополосной модуляции). При наличии ручки точной настройки обязательно пользуйтесь и ей.
  • Оцените статью!

    Разрешены для применения на территории страны, где вы проживаете. В Российской Федерации это - станции стандартов LPD с выходной мощностью до 0,01 ватта и PMR с выходной мощностью до 0,5 ватта. С недавних пор (с ноября 2011 года) к ним прибавились рации стандарта Си-Би с выходной мощностью до 10 ватт. Все эти рации достаточно просто приобрести, а регистрировать их не нужно. Также в нашей стране можно пользоваться радиостанциями любительских диапазонов, но лишь после достаточно сложной процедуры получения позывного и категории.

    Прежде, чем настраивать станцию на ту или иную частоту и работать на этой частоте на передачу, убедитесь, что эта частота входит в тот диапазон, работать в котором разрешается. Станции с фиксированным набором каналов обычно устроены так, что настроить их на внедиапазонную частоту просто не получится. Но бывают и исключения. Так, у некоторых дорогих раций стандарта Си-Би часть каналов перекрывает любительский 28-мегагерцовый диапазон. Работать на этих каналах на передачу без разрешительных документов запрещается. Если же станция любительская, то перестраивается она обычно плавно либо небольшими шагами, а набор частот и мощностей, в котором вам разрешено работать, зависит от так называемой категории.

    Немаловажен и такой аспект. Если ваша станция является многодиапазонной, а антенна рассчитана лишь на какой-либо определенный диапазон, работать на ней на передачу в других диапазонах не рекомендуется категорически, даже если вы имеете на это право. У радиостанции могут быть повреждены выходные каскады передатчика.

    Если радиостанция имеет плавную перестройку по диапазону при помощи верньера, настройте ее на частоту , близкую к той, на которую настроена друга станция. Пусть ее владелец что-нибудь передает. В это время, работая на прием, настройте свою станцию точнее по максимуму сигнала (при амплитудной модуляции), отсутствию искажений (при частотной модуляции) или естественному звучанию голоса (при однополосной модуляции). При наличии ручки точной настройки обязательно пользуйтесь и ей.

    Станция с аналоговой настройкой может быть оборудована так называемой цифровой шкалой. Если она есть, установка рабочей частоты значительно упрощается: просто добейтесь показаний индикатора, соответствующих этой частоте. Столь же удобна и оптическая шкала, почти не уступающая по точности цифровой.

    Станции с синтезаторами частоты обычно позволяют вводить этот параметр несколькими способами. Если частота точно известна, введите ее напрямую цифрами с клавиатуры. Либо настройте станцию так называемым валкодером - электронно-механическим эмулятором ручки настройки. Частота отобразится на экране.

    Станцию с фиксированным набором каналов настраивайте, используя кнопки со стрелками. Одна из них уменьшает номер канала, другая увеличивает. В инструкции указано, какой номер канала соответствует какой частоте.

    Если станция имеет фиксированную настройку на один канал, связь между двумя такими аппаратами возможна лишь в том случае, если эти каналы одинаковые. Некоторые импортные одноканальные станции выпуска начала девяностых годов рассчитаны на использование сменных кварцевых резонаторов. Обязательно выключайте рацию перед их сменой.

    Применение радиосвязи так называемого «гражданского диапазона» (CB) в большинстве стран практически не урегулировано и доступно обычным гражданам без получения лицензии. По своей сути средства связи Си-Би представляют собой носимые или стационарные радиостанции, отличающиеся от профессиональных устройств меньшим количеством функций. Иногда возникает необходимость увеличить мощность рации . Как это сделать?

    Вам понадобится

    • Усилитель радиосигнала

    Инструкция

    Усилитель радиосигнала изменяет характеристики аппаратного обеспечения только при работе устройства в режиме передачи. На качестве приема сигнала от других респондентов применение усилителя не скажется. Некоторые производители встраивают в усилители схемы, усиливающие и принимаемый сигнал, но вместе с усилением полезного сигнала в этом случае происходит также усиление помех.

    При подключении усилителя вставьте его в разрыв антенного кабеля, а именно между радиостанцией и внешней антенной. Подключите усилитель толстыми проводами к. Если усилитель ставится на автомобильную станцию, провод подсоедините к «плюсовой» клемме аккумулятора, защитив его возле клеммы предохранителем. «Минусовой» провод подберите такого же сечения и минимальной длины.

    Большое сечение проводов требуется для обеспечения возможной «просадки» напряжения в проводах питания, ведь усилитель потребляет при работе на передачу весьма большой ток. Короткий «минусовой» провод ограничивает эффект резонанса в цепях питания. Этот провод должен быть надежно закреплен, поскольку его обрыв иногда может привести к выходу аппаратуры из строя.

    Хорошо настройте антенну, подключаемую к усилителю, и содержите ее в порядке. Нажатие на клавишу переключения на переговорном устройстве при отключенной антенне или поврежденном кабеле может привести к поломке усилителя.

    Источники:

    • Зачем нужна радиосвязь и радиостанции?
    • мощность радиостанции

    Число каналов в кабеле коллективной антенны может достигать нескольких десятков. Внося плату за пользование этой услугой, абонент может и не подозревать об их количестве. Найти все доступные каналы поможет встроенная в большинство телевизоров функция автопоиска.

    По-хорошему, покупатель должен зарегистрировать свою радиостанцию в местном Радиочастотном центре, но эта регистрация не обязательна и лежит целиком на совести покупателя. Никаких специальных разрешений не требуется, так как диапазон 433-434 МГц, на котором работают портативные радиостанции , продаваемые в наших магазинах, не лицензируется.

    Как настроить рации друг на друга и начать разговор?

    На каждой рации, участвующей в разговоре (их может быть сколько угодно), необходимо, используя кнопки (или меню), выставить номер канала и субкод. Если значения этих параметров на всех радиостанциях будут идентичными, то они смогут принимать передачи друг друга. Для начала трансляции надо нажать на клавишу начала разговора PTT (push to talk) и, не отпуская ее, произнести в микрофон сообщение – его услышат остальные участники. Отпуская клавишу PTT, радиостанция переходит в режим приема.

    Как могут разговаривать одновременно несколько абонентов?

    Для этого их радиостанции должны быть настроены на один и тот же канал и субкод.

    Как улучшить качество и дальность связи?

    Некоторые радиостанции поддерживают различные типы сменных антенн (например, JJ FreeQuency GIGA), расширяющие радиус действия до 16 км. К другим можно подключить внешнюю автомобильную антенну . Смена антенны – единственное решение для улучшения качества и дальности связи. Понятно, что географические особенности местности мы не затрагиваем.

    Можно ли сделать так, чтобы разговор никто не мог подслушать?

    Подавляющее большинство радиостанций работают на любом из 69 не лицензируемых каналов диапазона 433 Мгц. Чтобы связаться с другими радиостанциями, они должны быть настроены на тот же канал и субкод. Субкоды или субканалы используются для того, чтобы пропускать сообщения, использующие другой код. Для того чтобы избежать вмешательства других пользователей в разговор, существует 3519 комбинаций из каналов и субкодов. Некоторые радиостанции снабжены возможностью шифрования речи (аналоговое скремблирование) с различной степенью стойкости: от простейших методов (инверсия спектра) до сложных, с большим количеством вариантов кодирования.

    Какие бывают дополнительные функции у раций?

    • CTCSS - коды группы. Использование режима приема CTCSS позволяет принимать сигналы только с соответствующим кодом, на который настроена радиостанция, игнорируя все остальные сигналы.
    • VOX - функция активации передачи голосом. Радиостанция автоматически начнет передачу, когда микрофон зарегистрирует ваш голос (или другой шум). Режим может использоваться со встроенным микрофоном или с гарнитурой и избавляет от необходимости нажимать кнопку начала разговора.
    • MONI - функция контроля радиоэфира. Радиостанция начинает следить за заданными каналами. При поступлении сигнала на один из этих каналов, радиостанция начинает транслировать.
    • SCAN - функция сканирования каналов. Радиостанция по порядку настраивается на все каналы в пределах ее диапазона, на которых в данный момент происходит трансляция.
    • ROGER BEEP - сигнал окончания передачи. Радиостанция воспроизводит звуковой сигнал, когда говорящий отпускает кнопку начала разговора.
    • CALL TONE - функция выбора мелодии вызова.
    • Вибровызов

    Что такое функция "няня"?

    Разными производителями она может также называться "режимом местного наблюдения". Этот режим очень похож на режим VOX (активация рации голосом или шумом), с тем отличием, что он игнорирует незначительные короткие звуки и использует только наивысший уровень чувствительности микрофона. Когда включен режим местного наблюдения (функция "няня"), радиостанция, зафиксировав звук, будет транслировать в течение некоторого времени. Если звучание продолжается, то продолжается и трансляция. Как правило, этот режим используется для наблюдения за спящими детьми: одну радиостанцию можно оставить рядом с кроватью ребенка, а другую взять с собой.

    Настройка автомобильной радиостанции сводится, в общем-то, к настройке КСВ раций и антенн. Поэтому речь в этой статье пойдёт не об установке в автомобиль самой рации, а об установке антенны для автомобильной рации.

    Самым главным здесь является настроить КСВ рации. КСВ — это коэффициент стоячей волны. Если не вдаваться сильно в волновую физику, между частотными характеристиками рации и антенны должна быть гармония. Для настройки антенны для рации необходим особый прибор — КСВ-метр, работающий с частотой рации (если вы выполняете настройку Си-Би рации, это будет 27 МГц). Вот как он используется:

    • антенну лучше всего заранее поставить на стабильное место и больше её оттуда не перемещать, чтобы не сбивать настройки;
    • теперь настройка рации: она производится на определённой сетке (в Си-Би станциях это обычно сетка С). Теперь разберитесь, если вы не сделали этого раньше, с какими каналами вы собираетесь работать. Настройка антенны автомобильной радиостанции производится на одном из каналов, номер которого является средним арифметическим номеров каналов, с которыми вы будете работать (к примеру, если вы будете работать с 10 и 16 каналами, то настраивайте на 13-м);
    • прибор подсоединяется между рацией и антенной. Выставьте стрелку на нулевую отметку, а затем нажмите кнопку РТТ на рации. Тут вы и увидите ваш КСВ! Хорошими показателями являются 1.1-1.3, и если вы увидите более высокие показатели, посмотрите систему на предмет соединений, неисправностей устройств и т.п., поскольку связь при таком КСВ будет не лучшей и даже опасной;
    • настройте антенну под передачу рации с помощью увеличения или уменьшения длины штыря. Прибор здесь не нужен: просто сделайте несколько попыток принять или получить сигнал с разными длинами антенны, и вы поймёте, когда всё будет идеально. Это всё: теперь можете пользоваться!

    Пара предостережений:

    • не советуем выполнять настройку Си-Би антенны без прибора. Некоторые любители сделать всё по-быстрому просто ставят рацию и дёргают штырь антенны, чтобы сделать звук хорошим. Однако ненастроенная антенна может запросто сжечь рацию при передаче! Вам нужно знать, правильный ли КСВ у вас, а для этого нужен КСВ-метр. Если вы хотите правильно выполнить настройку автомобильной рации в Москве, не имея прибора или не желая его приобретать, можете обратиться к нам: мы сделаем это профессионально;
    • будьте осторожны при выдвижении штыря: при слишком большой его длине его запросто может снести ветром.

    Мы можем произвести настройку вашей радиостанции в Москве, а также проконсультировать вас по подобным вопросам. Звоните!

    Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

    Подключение радиостанции к питанию

    Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

    Статьи / Практика

    О, дайте, дайте мне паяльник: автогаджеты, которые делали наши папы

    Не секрет, что в советский и постсоветский периоды любой рукастый мужик без особого труда делал для своего гаража как минимум зарядное устройство. Более продвинутые изготавливали бесконтактные системы зажигания,...

    19080 3 3 18.05.2017

    Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

    Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

    У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

    Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

    штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

    Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

    В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

    Установка антенны

    Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки.
    Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

    1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
    2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
    3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
    4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
    5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

    Настройка антенны

    Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

    Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.



    Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

    RTX , антенну вставьте в разъём КСВ-метра, помеченным, как ANT .
    (если разъемы КСВ-метра не помечены, вставляйте как угодно – КСВ-метр, в принципе, симметричный прибор)

  • Переключатель PWR/SWR на КСВ-метре установите в положение «SWR», а переключатель FWD/REF — в положение «FWD».
  • Включите рацию и нажмите на тангенту, перейдя в режим передачи. Удерживая тангенту в нажатом положении, вращайте на КСВ-метре ручку регулятора калибровки «CAL», чтобы стрелка встала на цифру «10» по шкале SWR. Отпустите тангенту.
  • Переведите переключатель FWD/REF в положение «REF», снова нажмите на тангенту. Удерживая ее нажатой, посмотрите на цифру КСВ на шкале SWR. Лучший КСВ – 1, если он более 1,5 – то требуется подстройка антенны.
  • Увеличив на 1-2 сантиметра длину штыря (или иного регулировочного элемента) антенны, снова проведите измерение, повторив пункты 2-4 этой инструкции. Если значение КСВ после регулировки возросло – значит, длину нужно уменьшать, а не увеличивать… Путем постепенных изменений длины и последующих замеров раз за разом добейтесь минимальных показаний индикатора по шкале SWR – близких к 1, но не более 1,5.
  • И на этом – всё. Как видите, не так уж это и сложно. Зато теперь в пути вы можете развлекаться прослушиванием бесед «дальнобоев», иногда полезных, иногда – не очень. И не забывайте, что с вами в машине могут ехать дети, которым эти разговоры слушать пока рано.

    Современные технологии позволяют нам оставаться всегда на связи, не зависимо от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи – типу связи, которая в качестве носителя информации использует радиоволны разных частот. Сегодня большую часть рынка радиоприборов представляют рации и радиостанции, которые могут эксплуатироваться как средства связи для автолюбителей и военных, охранников и охотников, рыбаков и горнолыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает в трудных ситуациях, когда нужно позвать на помощь или передать особо важную информацию. Но не всегда, получается, добиться отменного качества сигнала приема и передачи рации.

    Во многом это связанно с тем, что выбранную рацию нужно настроить под нужную волну. То есть, изначально любая рация будь то любительская или профессиональная может работать не на полную мощность или работать с помехами. Современные цифровые рации лишены потребности в настройке, так как они имеют встроенную кнопку, которая позволяет в автоматическом режиме подстроить устройство под необходимую радиоволну. Остальные рации можно условно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные). Настройка раций этих двух типов во многом похожа, хотя имеются свои особенности.

    Настройка портативных раций

    Портативные рации любительского диапазона (433-434 МГц) не требуют регистрации радиочастотным центром, поэтому их настройка довольно простой процесс. Перед покупкой нужно узнать поддерживает ли рация сменные антенны, на случай если Вам захотелось увеличить мощность рации. Также, важным моментом в работе портативных раций есть их настройка друг на друга. Для этого, на каждой рации нужно выставить один и тот же номер канала и субкод. Только в этом случае, выбранные рации будут слаженно работать друг с другом. Для передачи сообщения достаточно нажать и удерживать кнопку начала разговора. Отпустив кнопку, рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом настройки переносной рации есть выбор позывного (опознавательного индивидуального сигнала). Это может быть любой буквенный или цифровой псевдоним, который будет уникальным для выбранной системы радиосвязи.

    Дальнейшая настройка портативной рации включает в себя настройку антенны рации. Более детально настройку антенны рации мы будем рассматривать ниже для автомобильных радиостанций. Сейчас же просто заметим, что для точной настройки антенны понадобится антенный анализатор. Но во многих случаях, для настройки рации в первом приближении, достаточно прибора, который называется КСВ-метр. С помощью него нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Обычно, оптимальным считается значение КСВ равно 1,5 или меньше. Важно также понимать, что чем выше значение КСВ волны, тем больший процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически нереально. Если же коэффициент стоящей волны больше трех, то работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика. Таким образом, не настроенная портативная рация может легко выйти из строя.

    Как настроить автомобильную рацию

    Перед тем как настраивать автомобильную рацию , нужно выполнить некоторые обязательные действия. Они не только повысят эффективность последующей настройки, но и минимизируют вероятность поломки трансивера в будущем. Обычно, автомобильная рация представляет собою стационарный блок, который фиксируется в салоне автомобиля и выносную антенну. Именно антенна автомобильной рации во многом играет ключевую роль в качестве сигнала. Поэтому нужно знать основные правила при установке автомобильной антенны.

    Правила установки автомобильной антенны

    1. Недопустима установка антенны на несущие элементы. Всегда старайтесь установить автомобильную антенну на несущий кузов. Таким образом, мы обезопасим себя от возможных потерь в эффективности передачи радиосигнала.
    2. Важно устанавливать антенну на самую верхнюю часть кузова, обычно – крышу. Чем выше установлена антенна, тем сильнее сигнал.
    3. Полотно антенны должно быть установлено на расстоянии не менее 0,5 метра от любых металлических поверхностей параллельных эму. Это предотвратит возможные отражения и поглощения сигнала.
    4. Положение магнитной антенны на крыше автомобиля незначительно влияет на коэффициент стоящей волны. Поэтому, всегда старайтесь фиксировать магнитку в одном и том же положении после ее снятия.

    После правильной установки антенны ее нужно настроить . Только после настройки антенны можно спокойно пользоваться рацией в полную мощность.

    Настройка автомобильной антенны

    Лучшим вариантом настройки антенны есть настройка с помощью профессионального антенного анализатора. Но поскольку цены на такие приборы довольно высокие, многие автолюбители находят альтернативу в КСВ-метрах. С помощью этого устройства можно настроить антенну рации в первом приближении. Вот так выглядит самый простой КСВ-метр SWR-430

    Итак, настройку антенны нужно выполнять на ровной и чистой поверхности лишенной любых помех: металлические, деревянные или бетонные объекты. Важно также, что бы при настройке антенны поблизости не было других антенн 27 МГц диапазона. Вооружившись КСВ-метром можно приступать к настройке антенны. Первым делом надо подключить КСВ-метр между станцией и антенной особым образом (как показано на рисунке ниже).

    1. Важно выполнить замеры на разных каналах и сетках, что бы увидеть обширную картину.
    2. Делаем калибровку КСВ-метра. Для этого устанавливаем тумблер на лицевой панели в положение FWD. Выставляем на рации 20 канал модуляции AM. После этого нажимаем и держим кнопку начала разговора, при этом надо крутить регулятор CAL по часовой стрелке, таким образом, что бы стрелка прибора стала в крайнее правое положение SET.
    3. Удерживая кнопку на тангенте, переключаем тумблер на лицевой панели КСВ-метра в положение REF. Снимаем показания прибора.
    4. Находим минимум КСВ и настраиваем антенну под нужную частоту. Если минимум находится ниже необходимой частоты, то антенну укорачивают. И наоборот, если минимум выше необходимой частоты, то антенну удлиняют.
    5. Все манипуляции производят до повторной настройки антенны.
    6. Повторяем замеры пока не будет достигнут результат (КСВ не больше 1,5)

    Как уже говорилось выше, достичь КСВ=1 во многом проблематично, именно из-за особенностей конкретной пары антенна-кузов. Но даже если на нужном участке радиочастотного диапазона КСВ=2, потери в эффективности будут не более 10%. То есть, для комфортного общения и передачи сообщений без помех вполне достаточно КСВ=1,5.

    Настройка антенны, а вернее настройка ее показателя стоячей волны (КСВ) – достаточно примитивный процесс, но без него рация будет не будет трудиться в тезисе. Для выполнения настройки нужен особый прибор – КСВ-метр. Они различаются по частотным диапазонам и для рации на 27 МГц необходим прибор, работающий именно с такой частотой. Также фактически все КСВ-метры способны показывать реальную выходную мощность рации, и обыкновенно настоящие Ватты гораздо отличаются от указанных изготовителем.

    Инструкция

    1. Подключите КСВ-метр в обрыв между рацией и антенной. Выставите на нем стрелку на отметку «0», включите и нажмите кнопку передачи на тангенте либо рации. Стрелка сразу дрогнет и покажет подлинный КСВ. Чем он будет ниже, тем отменнее. Безупречный показатель 1.1, 1.2, изредка 1.3. Если показатель будет выше, пострадает ваша передача. Следственно, нужно искать причину либо в проводе, либо в самой антенне, либо в передатчике рации.

    2. Осуществите настройку рации. Она производится на определенную сетку (традиционно это сетка С). Так вот, скажем, если трудиться с 15-м и 19-м каналами, настройку отличнее осуществлять на середине – на момент настройки рация должна быть на 17-м канале. Следует помнить, что позже настройки канала перемещение магнитного основания даже на незначительное расстояние может сбить все КСВ, следственно заблаговременно выберите место, зная, что антенна будет установлена именно там.

    3. Отрегулируйте антенну . Для этого нужно легко ослабьте винтики у ее основания и спускайте либо поднимайте штырь вовнутрь катушки либо же напротив, соответственно, из нее. Некоторые виды антенн регулируются путем «откусывания» лишней длинны штыря. Впрочем следует учесть тот момент, что если слишком крепко поднять штырь антенны вверх, во время движения его может выдернуть встречным потоком ветра. Совет для тех, кто приобретает антенну – если штырь продается отдельно от катушки, а продавец заявляет, что она настроена – ничего сходственного. Антенна должна быть сонастроена с вашей рацией и непринужденно на вашем автомобиле.

    4. При покупке неукоснительно требуйте настройку КСВ. Не настроенная антенна способна вывести из строя радиостанцию при передаче, а в лучшем случае вы утратите при передаче выходную мощность сигнала. Если же штырь теснее в катушке, то, скорей каждого, антенна настроена на сетку С.

     

     

    Это интересно: