→ Алгоритмы с повторением. Алгоритм с повторением Повторение в Scratch

Алгоритмы с повторением. Алгоритм с повторением Повторение в Scratch

В алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке.

Линейные алгоритмы

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным .

Например, линейным является следующий алгоритм посадки дерева (рис. 58):

  1. выкопать в земле ямку;
  2. опустить в ямку саженец;
  3. засыпать ямку с саженцем землёй;
  4. полить саженец водой.

Рис. 58

С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так (рис. 59).

Рис. 59

Алгоритмы с ветвлениями

В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.

Логику принятия решения можно описать так:

    ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ

Пример:

    ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся весь день на диване.

    В некоторых случаях могут отсутствовать: ЕСЛИ ТО

Пример:

    ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением .

Изобразим в виде блок-схемы последовательность действий ученика 6 класса Мухина Васи, которую он представляет себе так: «Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение» (рис. 60).

Рис. 60

А вот так, с помощью блок-схемы можно очень наглядно представить рассуждения при решении следующей задачи (рис. 61).

Рис. 61

Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?

Алгоритмы с повторениями

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением). Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями .

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием . Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Рассмотрим пример из жизни. Вот так может выглядеть блок-схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике (рис. 62).

Рис. 62

Это циклический алгоритм. При его исполнении действие «Решить задачу» будет выполнено столько раз, сколько задач содержит домашнее задание ученика.

Центр организации и проведения Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов официального сайта "ГОРДОСТЬ РОССИИ!" (2015-2016)

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЭКСПРЕСС-КОНКУРСЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Должность: учитель начальных классов

Сокращённое название ОУ: МБОУ СОШ № 5

Местонахождения ОУ: г. Пыть-Ях

E-mail: 17727718@mail .ru

Номинация: Мой лучший урок

Название работы: урок «Алгоритм с повторением»

Формат конкурса (Международный, Всероссийский): Всероссийский конкурс

Количество дипломов: 1

Данные об оплате (подробно): онлайн

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

учитель МБОУ «СОШ № 5 г.Пыть-Ях

Тюменской обл.

Конспект урока математики по теме «Алгоритмы с повторением (циклом)». Программа 2100

Цель:

Закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, видах алгоритмов

Познакомить с алгоритмом с повторением (циклом)

Закрепить умения составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать и читать схемы алгоритмов, используя условные знаки.

Задачи:

1. Предметные: познакомить с новым видом алгоритмов, понимать запись алгоритмов, составлять линейные и нелинейные алгоритмы (с ветвлениями и циклами)

а) познавательные УУД:

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

Извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, схем, условных обозначений);

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

б) коммуникативные УУД:

Учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)

в) регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной задачи;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

3. Личностные:

Формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими

Прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.

Оборудование:

учебник «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал.

1.Орг. момент.

Комментированная запись числа и вида работы. Слайд

2. Актуализация знаний

А начнём мы наш урок с разгадывания кроссворда. Слайд

Что такое алгоритм?

(Алгори́тм - последовательность, порядок действий исполнителя для достижения результата)

Из чего состоит алгоритм?

(из шагов, которые называют командами)

Назовите формы записи алгоритмов.

(словесные, блок-схемы) Слайд

Что используется для записи блок схем? (геометрические фигуры) Слайд

Наш урок – урок-путешествие. А вот куда мы отправимся – вы узнаете, выполнив действия по заданному алгоритму.

Используя данную программу действий, найди значения Х и запиши их в таблицу. Расположи ответы в порядке убывания и расшифруй слово.

З К С А К А



В обычный день, в урочный час

Я в сказки приглашаю вас!

А сопровождать в сказках нас будут алгоритмы.

Какого вида алгоритм использовался в этом задании?

В сказках, как и в жизни, тоже встречаются алгоритмы.

И чтобы открыть эти ворота в сказку нам нужно создать алгоритм открывания дверей.

Составьте алгоритм открывания двери ключом.

(на листах в паре) на фоне музыки

Какого вида алгоритм использовался в этом задании? (линейный)

Ну а так как у нас урок математики выполним математические алгоритмы.

3. Создание проблемной ситуации.

А вот и волшебный яблоневый сад, в котором нужно собрать яблоки.

Нам нужно составить алгоритм наших действий. Слайд

Мы положили в корзину одно яблоко, но ведь на нем больше одного яблока. Как продолжить наш алгоритм?

Наши действия повторились. Как же назвать такой алгоритм?

(алгоритм с повторением)

Есть ли такие в математике?

Дайте определение алгоритма с повторением.

4. Применение нового знания

Продолжая наш урок, научимся применять новые знания

б) Работа в группах

Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма работу Золушки из сказки «Золушка»

После свадьбы мачеха сразу показала свой злой нрав. Она прекрасно понимала, что рядом с красивой добросердечной падчерицей её родные дочки выглядят ещё некрасивее и уродливее. Поэтому она возненавидела падчерицу и заставляла её делать всю самую трудную и грязную работу по дому.

Так она заставляла Золушку разбирать всю собранную фасоль в две разные корзины: белую – в овальную, а красную - в круглую.

И Падчерица не могла лечь спать, пока не выполнит всю работу.

Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма выбор принцем невесты из сказки «Золушка».

На следующий день принц объявил, что женится на той девушке, которой хрустальная туфелька окажется впору. Принцессы, герцогини и придворные дамы – все пришли во дворец. Принц встречал каждую девушку, примерял им туфельку. Но когда видел, что туфелька не подходила – прощался с ними. Примеряли туфельку и золушкины сёстры, но безуспешно. Тогда Золушка спросила:

Можно мне попробовать тоже?

Её сёстры рассмеялись. Но принц сказал:

Я буду примерять туфельку всем девушкам без исключения.

Туфелька свободно надевалась на золушкину ножку, как будто была сделана по ней. Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку, и все застыли в изумлении.

Проверка групповой работы. Защита алгоритма Слайды

5. Домашнее задание.

В гостях у сказок хорошо, а дома лучше.

Откройте дневники, запишем домашнее задание. С. 85 № 5, 6.

На листе формата А4 запишите составьте словесный и соответствующий алгоритм (укажите его тип) выполнения какой-либо работы и оформите свою работу (проявив творческие способности).

6. Рефлексия. Итог урока. Слайд

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» А какой урок нам сегодня преподали сказки?

Что нового мы узнали на уроке? (ответ)

– Чему научились?

Сегодня мы составляли алгоритмы к сюжетам сказок. А случаются ли в жизни ситуации, когда мы действуем по алгоритму? Приведите примеры

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за практическую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»


Презентация к уроку «В гостях у сказки с алгоритмами»


Цель урока:

  • закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, видах алгоритмов
  • познакомить с алгоритмом с повторением (циклом)
  • закрепить умения составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать и читать схемы алгоритмов, используя условные знаки.

Задачи урока:

1. Предметные: познакомить с новым видом алгоритмов, понимать запись алгоритмов, составлять линейные и нелинейные алгоритмы (с ветвлениями и циклами)

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, схем, условных обозначений);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; у

б) коммуникативные УУД:

Учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- взаимодействовать друг с другом (слушать сравнивать и оценивать ответы других)

в) регулятивные УУД:

-составлять план решения учебной задачи;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

3. Личностные:

- формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими

- прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.


Классная работа.


АЛГОРИТМ

Алгори́тм - последовательность, порядок действий исполнителя для достижения результата


  • словесная,
  • блок-схема

Название фигуры

Изображение

Обозначаемый шаг алгоритма

Овал

Ромб

Прямоугольник

Начало и конец

Принятие решения

Выполнение действия


18 +24 -15 х" width="640"

Используя данную программу действий,

найди значения Х и запиши их в таблицу.

Расположи ответы в порядке

убывания и расшифруй слово.

З К С А К А




начало

Достать ключ

Вставить ключ в замочную скважину

Повернуть ключ 2 раза

Вынуть ключ

конец


В гостях у сказки

с алгоритмами



Собери урожай

Войди в сад

Подойди к яблоне

Сорви яблоко

Положи яблоко в корзину


Собери урожай

Войди в сад

Подойди к яблоне

Сорви яблоко

Положи яблоко в корзину

Остались яблоки на яблоне?

Остались яблони с яблоками?






Начало

Встретить девушку

Примерить ей туфельку

Распрощаться с девушкой

Подошла?

Золушка найдена!

Конец


Собрать крупу

Перебрать крупу

Наносить воды

Почистить котёл

Помыть пол


Сказка - ложь, да в ней намёк

добрым молодцам - урок!

Известны три типа алгоритмов – линейные, разветвляющиеся, циклические.

Линейный тип алгоритмов

Алгоритмы, в которых команды выполняются друг за другом, независимо от каких-либо условий, называются алгоритмами линейного типа.

Например, алгоритм вычисления по самым простейшим формулам, не имеющих ограничений на значения входящих в них переменных.

Пример

Постановка задачи : вычислить площадь круга, если известен радиус.

Дано: R– радиус круга.

Найти: S– площадь круга.

Решение: S=3,14R 2

Словесная форма записи алгоритма

Выберем русский язык для записи алгоритма в этой форме и запишем последовательность команд, выполнение которых при заданном значении радиуса позволит найти площадь:

    Прочесть значение R.

    Умножить значение Rна 3,14.

    Умножить результат второго действия на значение R.

    Записать полученный результат как значение S.

На языке блок-схем – рис. 8

Разветвляющийся тип алгоритмов

Решение задач не всегда можно представить в виде линейного алгоритма.

Алгоритмы, в которых требуется организовать выбор последовательности действий в зависимости от каких-либо условий, называют алгоритмами разветвляющегося типа.

При графическом способе ветвление организуется с помощью логического элемента (ромб), имеющего один вход и два выхода. Назначение логического элемента – проверка заданного условия. В зависимости от выполнения (истинности) или невыполнения (ложности) проверяемого условия возможен выход соответственно на ветвь «Да» или «Нет».

Пример

Постановка задачи : вычислить
.

Дано : х – значение аргумента.

Найти : у – значение функции.

Решение:

y= x , если х  0

- x , если х<0

Блок-схема - см. рис. 9.

Словесное представление

На псевдокоде :

Прочесть значение х

Если х>0, то

Конец ветвления

Записать значение у

Выделяют полную и неполную условную конструкцию .

Циклический тип алгоритмов

При составлении алгоритмов решения достаточно большого круга задач нередко возникает потребность в неоднократном повторении одних и тех же команд.

Алгоритм, составленный с использованием многократных повторений одних и тех же действий (циклов), называется алгоритмов циклического типа .

Однако, «неоднократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма (так называемое зацикливание), является нарушением требования его результативности.

При разработке алгоритма циклической структуры выделяют следующие понятия:

    параметр цикла – величина, с изменением которой связано многократное выполнение цикла;

    начальное и конечное значение параметра цикла ;

    шаг цикла – это значение, на которое изменяется параметр цикла при каждом повторении.

Циклический алгоритм состоит из подготовки цикла, тела цикла, условия продолжения цикла .

В подготовку цикла входят действия, связанные с заданием исходных значений для параметра цикла (начальное и конечное значения, шаг параметра).

В тело цикла входят: многократно повторяющиеся действия для вычисления искомых величин; подготовка следующего значения параметра цикла, подготовка других значений, необходимых для повторного выполнения действий в теле цикла.

В условии продолжения определяется необходимость дальнейшего выполнения повторяющихся действий. Если параметр цикла превысил конечное значение, то выполнение цикла должно быть прекращено.

Рассмотрим графическое представление циклического блока алгоритма (см. рис. 10).

Циклы могут быть с предусловием (когда условие проверяется перед началом тела цикла) и спостусловием (когда условие проверяется после первого прохождения тела цикла).

Цикл с постусловием

Цикл с предусловием

 

 

Это интересно: